ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Ведерникова О.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

О.Б. Ведерникова 

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Актуальность. Оздоровление детей в дошкольных учреждениях в условиях бассейн-сауна-фитобар можно начинать с 3–4 летнего возраста, в зависимости от индивидуальных особенностей.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям  свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунные свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Умение самостоятельно держаться на поверхности воды и перемещаться в нужном направлении необходимо для детей. Тот, кто не умеет плавать, не только находится в постоянной опасности при встрече с водой, ему недоступно целебное действие природных факторов воздуха и воды.

Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Оздоровительные свойства водяного пара были известны многим народам. Греки по свидетельству Аристотеля переняли обычай париться у народов Древнего Востока. Гиппократ и другие древнегреческие врачи назначали банные процедуры при заболеваниях как терапевтическое средство. На Руси баня издревле использовалась для борьбы с недугами.

Наука располагает многочисленными сведениями о широком использовании растений для лечения болезней. Этнография и археология свидетельствуют о том, что не существовало такого племени и рода, которые не имели бы представления о лечебных свойствах растений.

Фитотерапия может быть основной, вспомогательной и использоваться с другими методами. Особое значение она имеет для профилактики обострений хронических заболеваний. Так же фитотерапия менее обременительна для ребенка и, как правило, не вызывает негативного к ней отношения.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о попытках научного обоснования использования плавания, сауны, фитотерапии и закаливающих процедур в воспитательно-оздоровительном процессе детей. Однако, в доступной нам литературе, недостаточно изучен вопрос использования в комплексе всех этих оздоровительных мероприятий в режиме дня детей в условиях дошкольных учреждений. Исходя из этого, нами была разработана программа, направленная на освоение плавательных движений и повышение сопротивляемости организма детей неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Эти исследования выполнены независимо друг от друга. На наш взгляд изучение влияния комплекса оздоровительных мероприятий в сочетании с плаванием является актуальным для оптимизации обучения навыку плавания и повышения сопротивляемости организма дошкольников неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) № 474 и № 472 г. Челябинска.

В исследовании принимали участие девочки и мальчики 4–5 летнего возраста, в количестве 44 человека. Дети детского сада № 474 занимались плаванием с использованием дополнительных оздоровительных мероприятий: сауны, фитотерапии и закаливающих процедур. Занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия составляла 30 минут. Одно занятие имело обучающую направленность плаванию, второе – посвящалось посещению сауны, закаливающим процедурам, фитотерапии и совершенствованию изученных плавательных движений в игровой форме.

Дети опытной группы (детского сада № 474) во время второго занятия, перед посещением сауны принимали гигиенический душ, переодевались в сухие плавательные принадлежности, на голову надевали чепчик, сшитый из хлопчатобумажной ткани, под присмотром медицинской сестры переходили в сауну. Температура в сауне поддерживалась – 80°С, время пребывания – 5 минут. В сауне находилась емкость с отваром трав, который при испарении под воздействием повышенной температуры давал ингаляторный эффект. В конце занятия дети принимали фиточай, состав которого рекомендовался врачом-фитотерапевтом.

Дети контрольной группы (детского сада № 472) занимались только плаванием, без дополнительных средств оздоровления. Оба занятия имели обучающую направленность.

Для выявления оздоровительного эффекта предложенного нами комплекса, был проведен сравнительный анализ уровня заболеваемости детей, на основании посещаемости и личных карт детей обоих детских садов (учитывались только пропуски занятий по болезни простудными заболеваниями).

В результате апробации и адаптации предложенной нами программы в ДОУ № 474 получены данные собственных исследований.

Результаты исследований. Для определения динамики плавательной подготовленности детей в начале курса обучения проведено тестирование в обоих детских дошкольных учреждениях.

Применялся параллельно-последовательный метод обучения плаванию. В ДОУ № 472 использовалась стандартная программа организации занятий по обучению детей плаванию. А в ДОУ № 474 проведен эксперимент. Методические особенности оздоровительной программы отразились на уровне плавательной подготовленности детей.

В начале курса обучения плаванию между показателями тестов плавательной подготовленности достоверных различий не обнаружено (р > 0,05) как у девочек, так и у мальчиков, следовательно группы подобраны однородные.

После курса обучения плаванию по предложенной программе как девочки так и мальчики опытной группы выполняли тесты плавание на груди с работой ног как при плавании способом кроль и плавание облегченным способом лучше, чем тестируемые контрольной группы (р < 0,001).

Так, у девочек опытной и контрольной групп к окончанию курса обучения плавательная подготовленность улучшилась по всем показателям. У девочек опытной группы плавательная подготовленность достоверно (р < 0,05) улучшилась только по следующим тестам: выполнение выдохов в воду, скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль и плавание облегченным способом без выноса рук из воды (р < 0,05).

У мальчиков опытной и контрольной групп результаты тестирования достоверно (р < 0,001) улучшились, но по показателям выполнения выдохов в воду и скольжения на спине с работой ног как при плавании способом кроль достоверных (р > 0,05) различий не обнаружено.

Анализ амбулаторных карт показал, что посещаемость до курса обучения была почти на одном уровне у обеих групп, у мальчиков и девочек. В январе, марте и апреле посещаемость занятий мальчиками опытной группы по сравнению с контрольной выше: в январе – на 17 %, марте – на 16 %, апреле – на 10 %. В последующие месяцы посещаемость значительно улучшилась. Так, в мае разница составляла 10 %, а в июне – 5 %. Посещаемость девочками опытной группы значительно отличалась в октябре на 12 %, ноябре на 20 % и феврале на 18 %. В декабре и январе – самый низкий уровень посещаемости обеих групп, возможно, это связано со всплеском инфекционных заболеваний.

На основании анализа динамики заболеваемости в течение года можно предположить, что предложенный нами комплекс оздоровительных мероприятий оказал положительный эффект на повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. Вследствие этого, дети опытной группы посетили больше занятий и лучше освоили плавательные движения.

Заключение. В результате использования комплекса оздоровительных мероприятий (сауна, закаливающие процедуры, фитотерапия) в опытной группе к концу курса обучения заболеваемость детей стала значительно ниже. Это указывает на положительное влияние предложенного нами комплекса на повышение иммунитета детей 4–5 летного возраста, в условиях ДОУ.

Таким образом, необходимо шире использовать плавание в сочетании с различными оздоровительными мероприятиями в режиме дня дошкольников. Однако присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне и фитотерапии обязательно. Составы и дозировку фиточаев разрабатывает специалист-фитотерапевт. Дети могут посещать сауну и бассейн только при наличии разрешения врача-педиатра.

Таким образом предложенный нами комплекс по использованию плавания в сочетании с оздоровительными мероприятиями, раскрывает новые возможности в повышении эффективности начального обучения плаванию детей 4–5 летного возраста, позволяет достигнуть более высокого двигательного потенциала и повышения сопротивляемости детского организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz