ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ярушин С.А., Рыбаков В.В.., Шайхетдинов Р.Г.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АКТИВНОГО ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ С.А. Ярушин, В.В. Рыбаков, Р.Г. Шайхетдинов Челябинский государственный университет, г. Челябинск lza@csu.ru
В настоящее время уровень и динамика здоровья населения России, в первую очередь, подрастающего поколения, представляет реальную угрозу национальной безопасности. Если не принять кардинальных мер по изменению ситуации, она может стать тяжелым бременем для страны (В.Г. Бауэр, 2001; П.А. Рожков, 2001; А.Г. Щедрина, 2003, 2007; В.К. Бальсевич, 2006; Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.А. Ярушин, 2009). Возникает необходимость разработки здоровьеформирующих технологий для детей, подростков и молодежи по «вертикали» (дошкольные учреждения ® общеобразовательная школа ® средние специальные учебные заведения ® высшие учебные заведения), тесно совмещенных с семейным воспитанием и обеспечивающих подготовку «здоровьесоответствующего» подрастающего поколения требованиям текущей учебной, будущей профессиональной деятельности и воинской службе. В основу разработки данных технологий должны быть положены тенденции в развитии современной цивилизации, где все более отчетливо проявляется переход от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов. Есть основания полагать, что можно жить в несколько раз лучше и в то же время тратить в несколько раз меньше ресурсов для устойчивого развития человечества в будущем (Э. Вайцзекер, Э. Ловинс, Л. Ловинс, 2000). Данная тенденция должна быть реализована, в первую очередь, в крайне напряженных, здоровьезатратных видах человеческой деятельности, к которым следует отнести и учебную деятельность в различных образовательных учреждениях, требующую максимального проявления функциональных резервов организма детей, подростков и молодежи. В этом аспекте речь должна идти о переносе акцента с постоянного повышения основных параметров учебных нагрузок на все более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого учащегося в конкретном образовательном учреждении и условиях обучения при эффективном использовании внеучебных факторов. Ключ к решению проблемы сохранения и совершенствования Природы человека, повышения резервов здоровья и адаптивных возможностей как глобальной, общепопуляционной, национальной идеи следует искать через индивидуальное, персональное, здоровье, которое должно стать центром всех оздоровительных, физкультурных и спортивных программ, социальной политики любого уровня. Решение проблемы индивидуального (персонального) здоровья, на наш взгляд, предполагает следующую последовательность операций: определение понятия «здоровья» ® учет закономерностей и индивидуальных особенностей развития организма в основных периодах жизненного цикла ® установление критериально-диагностического комплекса для оценки уровня и структуры здоровья ® выявление факторов, лимитирующих здоровье ® разработка и реализация оздоровительных: здоровьеформирующих (рождение – 17–18 лет), здоровьеповышающих (19–20 лет – 35–40 лет) и здоровьесберегающих (40 лет и старше) технологий. Реализация данного алгоритма предполагает: а) наличие здоровьеформирующей (здоровьеповышающей) среды применительно к требованиям современного образования: материально-техническая база (в том числе, и для физического воспитания), соответствующая требованиям ГОСТа; рациональная организация образовательного процесса (расписание, соблюдение гигиенических требований, питание, рекреационные мероприятия) в учебных корпусах, общежитиях, в семье; квалифицированное кадровое обеспечение (преподаватели, методисты-организаторы) и т.п.; б) объединение различных видов и форм оздоровления в единую и устойчивую функциональную систему, обеспечивающую «массированное» воздействие на основные компоненты здоровья детей, подростков и молодежи; формирование и реализацию личностных ценностных ориентаций, переход от регулируемой деятельности к саморегуляции активного здоровьеформирования; в) повышение качества неспециального физкультурного образования, направленного на формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое, психическое и социальное благополучие, повышение жизненных резервов человека, к числу важнейших из которых относится здоровье. Неспециальное физкультурное образование предполагает развитие интереса, формирование умений и навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой основу для персонализации активного здоровьеформирования. Актуализация проблемы неспециального физкультурного образования обусловлена и наличием серьезного противоречия между накопленным научно-теоретическим и технологическим потенциалом в сфере здорового образа жизни, с одной стороны, и уровнем его освоения отдельными людьми, с другой. Ключевым звеном неспециального физкультурного образования является интеллектуализация и активизация процесса обучения, поскольку именно расширение и углубление знаний о здоровом образе жизни обеспечивает высокую мотивированность («Что даёт мне лично?)», «Как я могу это использовать в своей жизни?») и активность («Как я смогу это сделать?», «Чего я смогу добиться?»). Интеллектуализация имеет в виду приобретение знаний о здоровом образе жизни, освоение умений и навыков организации процесса активного здоровьеформирования, наличие высокой мотивации к повышению резервов здоровья. Интеллектуализация различных сфер жизни вызвана, как ходом развития человеческой цивилизации, так и развитием самого человека, в частности, возникновением новой системы ценностей, где на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности (В.С. Степин, 1992). Последнее определяет необходимость персонализации в различных сферах человеческой деятельности, в том числе, и в процессе здоровьеформирования. Суть персонализации состоит в действенных преобразованиях культуры личности учащихся в направлении овладения оздоровительными технологиями как базиса для адаптации к условиям жизнедеятельности в конкретном социуме, учитывающих идеальную представленность в жизнедеятельности каждого индивида. Одна из центральных проблем современной системы образования – это формирование и развитие активности, в том числе, и в формировании здоровья обучаемых. Представление об активности исходит из понимания ее как особого качества субъекта в системе социальных взаимодействий, как определенного личностного образования, характеризующего состояние человека и его отношения к действительности. В отличие от деятельности, которая представляет собой единство объективно-субъективных свойств, активность обладает свойствами субъекта деятельности. Являясь принадлежностью человека, она характеризует не саму деятельность, а ее уровень и характер, влияет на процесс целеполагания, осознания мотивации и способов деятельности. Рассматривая активность применительно к процессу обучения, можно говорить о двигательной активности как способе самосовершенствования и самовыражения в процессе учебной деятельности. Вместе с тем, практический опыт и проведенные исследования показывают, что только незначительная часть учащихся различных образовательных учреждений обнаруживает достаточный уровень данной активности. Данные исходные предпосылки, имеющийся литературный материал, обобщение опыта физического воспитания учащихся различных образовательных учреждений позволили предложить следующую модель неспециального физкультурного образования детей, подростков и молодежи. В данной модели отражены предметная (неспециальное физкультурное образование, интеллектуализация и активизация здоровьеформирования, оздоровительные технологии, компоненты здоровья) и субъективная (учащиеся различных общеобразовательных учреждений с их целями, ценностями, знаниями, умениями и навыками) структуры деятельности (В.С. Степин, 1992), направления перестройки системы физического воспитания детей, подростков и молодежи в направлении ее демократизации и гуманизации, поливариантности и многообразия форм, средств и методов, интенсификации и оптимизации, реализации деятельностного подхода. Представленные подходы к организации активного здоровьеформирования подрастающего поколения позволяют существенно увеличить объем (число и продолжительность занятий, количество освоенных и используемых упражнений), результативность организации (рациональное сочетание в отдельных занятиях и более крупных структурных образованиях физических упражнений различной величины и направленности) двигательной активности и эффективность использования оздоровительных воздействий (формирование выраженных оздоровительных, профилактических и лечебных эффектов путем рационального сочетания двигательной активности, закаливающих процедур, рационального питания, дыхательных упражнений и саморегуляции). Последнее позволит значительно повысить резервы здоровья детей, подростков и молодежи.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|