ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Шапошникова М.В.
|
РОЛЬ САМОКОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ СТУДЕНТОК М.В. Шапошникова Челябинский государственный университет, г. Челябинск shapmarina@mail.ru
Анализ современной литературы показал, что доминирующее положение в иерархии ценностей молодёжи занимают: семья, любовь, друзья, материальное благосостояние, работа, образование. Здоровье одной из главных ценностей жизни считают лишь 68,1% опрошенных. [3]. При этом около 70 % студентов предпочитают пассивные формы отдыха (досуга) [1]. Таким образом, существует противоречие между декларируемой, осознаваемой ценностью здоровья и реальным поведением, направленным на его сохранение и укрепление. Актуальным является решение вопроса интеграции самостоятельных занятий физическими упражнениями в базовую программу физической культуры в вузе [5]. Цель объединения форм и режимов двигательной активности в повышении мотивации к самосовершенствованию, ориентированного на поддержание оптимального уровня функционирования систем организма в течение всей жизни. Однако такой подход, по нашему мнению, предполагает практическую реализацию индивидуальных программ двигательной активности, составляемых самим занимающимся на основе самоконтроля. Цель исследования – выявить и обосновать особенности реализации индивидуальных программ двигательной активности занимающихся на основе самоконтроля за состоянием физического здоровья. Организация и методы исследования. В обследовании принимали участие студентки, дополнительно занимающиеся по авторской программе комплексной аэробики с оздоровительной направленностью (КАЭСОН), дифференцированных на две группы: Э1 – группа студенток, не реализующих самоконтроль (n=17); в основе подготовки студенток группы Э2 – самоконтроль за состоянием физического здоровья (n=16). Дополнительные (внеучебные) занятия проводятся по условной формуле «2×2»: два раза в неделю учебно-тренировочные занятия с инструктором, а также два самостоятельных занятия с учебно-методической направленностью. Содержанием программы КАЭСОН является аэробная тренировка комплексного характера, продолжительностью 60 минут с пульсовым режимом 135–150 уд/мин. Комплексность обусловлена постоянным включением (обновлением) в базовую структуру связок аэробики элементов танцевальной аэробики (латина, хип-хоп, фанк, риверденс, рашенфолк), единоборств, степ-аэробики, пилатеса, фитбола. Студентки группы Э2, реализующие самоконтроль за состоянием физического здоровья первоначально обучаются методическим приемам в основе которых учет индивидуально-типологических особенностей занимающихся. Такой подход позволил студентам самостоятельно осуществлять обоснованный выбор продолжительности упражнений, величины нагрузки, режима упражнения. При этом использование методов и средств занятия направлено преимущественно на развитие общей выносливости, силы, гибкости и координационных способностей занимающихся. Исследование длилось два учебных года (I–II курсы). Исходя из содержания понятия «здоровье» [2], а также общепринятых рекомендаций проведения самоконтроля [4] были выделены объективно значимые факторы (показатели): весоростовой показатель Кетле, г/см (ВРП); вегетативный индекс Кердо, усл.ед. (ВИК). Результаты и их обсуждение. Динамика ВРП у студенток, занимающихся по программе КАЭСОН, обусловлена степенью контроля за массой тела (рис. 1). Анализ отчётов по самостоятельной работе обследуемых группы Э1 – исключающих текущий и этапный контроль, указывает на преимущественное использование «жиросжигающей» аэробной тренировки. Структура и содержание самостоятельных учебно-тренировочных занятий студенток группы Э1 характеризует направленное воспитание силовых качеств, определяющих развитие мышечного компонента. Основной причиной выявленной динамики занимающиеся выделяют анализ результатов текущего и этапного контроля, фиксируемых в дневниках самоконтроля. Выявленные изменения силовой подготовленности занимающихся поддерживают указанные выше заключения. Так, к концу изучаемого периода результат тестирования силовых способностей (вставание в сед из положения лежа, повторений в мин.; сгибание рук в висе стоя, количество повторений) в группе студенток Э1 превысил исходные на 59,1 и 100 %, соответственно; в группе студенток, реализующих самоконтроль – на 74, 9 и 112,6 %, соответственно.
Рис.1. Изменение весоростового показателя у студенток в динамике двух лет обучения. Ось ординат – ВРП, г/см.
На рис. 2 представлено изменение ВИК в динамике изучаемого периода. Независимо от принадлежности студенток к группе выявлено статистически значимое снижение индекса, отражающее ваготонические реакции в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие изменения являются следствием с одной стороны – увеличением объема двигательной активности, с другой – направленным воспитанием общей выносливости – содержанием занятий по программе КАЭСОН. Увеличение индекса к концу первого года обучения в вузе является вполне закономерным явлением, отражающим напряжение механизмов адаптации к условиям образовательной среды вуза, в частности к напряженной учебной деятельности. Однако самоконтроль, а значит стремление студенток к рациональному распределению времени учебы и отдыха (рекреации), определяет различия между сравниваемыми группами, уже в течение первого года обучения. ЧСС в покое к концу первого года обучения в группе Э1 составила 80,2±1,24 уд/мин против 75,6±1,72 в группе Э2 (при p<0,05); тогда как в конце второго года обучения 70,9±0,77 против 67,4±0,73 (при p<0,01), соответственно.
Рис. 2. Изменения вегетативного индекса Кердо в динамике двух лет. Ось абсцисс – периоды обследования. + – различия показателя в сравнении с предыдущим периодом обследования (+ – при p < 0,05; +++ – при p < 0,001).
Заключение. Интеграция самостоятельных занятий в систему регламентированной двигательной активности студенток целесообразна и эффективна через систематический самоконтроль за состоянием здоровья занимающихся. Последний необходимо постоянно подкреплять способами повышения интереса, мотивации к самостоятельным занятиям. Комплексность занятий, реализованная в авторской программе КАЭСОН при условии учета индивидуально-типологических особенностей занимающихся, обеспечивает оптимальную базу знаний и умений для самосовершенствования, ориентированного на поддержание оптимального уровня функционирования систем организма. Литература 1. Воронин, С.М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов / С.М. Воронин. – Ярославль, 2008. – 282 с. 2. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Владос, 2000. – 192 с. 3. Козина, Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов / Г.Ю. Козина // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 147–149. 4. Маркова, Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2003. – 480 с. 5. Шапошникова, М.В. Интеграция учебных и самостоятельных занятий в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов / М.В. Шапошникова. – Челябинск: Челяб. гос. ун–т, 2007. – 39 с.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|