ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Худяков Г.Г., Белоедов А.В., Потапов С.Э.
|
РОЛЬ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЕСТИБУЛОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 13–15 ЛЕТ, СТРАДАЮЩИХ ГЛУХОНЕМОТОЙ Г.Г. Худяков, А.В. Белоедов, С.Э. Потапов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Актуальность. Стремительное развитие современного спорта, особенно на этапе высших достижений, сопровождается постоянным ростом уровня демонстрируемых результатов [9], трудностью соревновательных программ [4] и мастерством исполнения [7]. Усиление социальной значимости спорта приводит к обострению конкурентной борьбы на крупнейших соревнованиях [3; 4; 8]. В этих условиях повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов с ограниченными возможностями обеспечивается необходимостью дальнейшего совершенствования научных основ теории и методики спорта [6; 10]. Это связано, в частности, с обоснованием эффективной системы подготовки спортсменов и технологии ее управления. Однако к настоящему времени у специалистов нет единого мнения в определении существа этой деятельности [1; 2; 5], что проявляется в отсутствии четкости в формулировке основных понятий, описании структуры и закономерностей адаптации спортсменов с особенностями в развитии к физическим нагрузкам. Как полагается нам, проблема состоит и в научном обосновании построения системы подготовки, в определении ее ведущих компонентов и структурных особенностей. Решение такой проблемы позволит в пределах лимита времени на подготовку к всевозрастающим требованиям, предъявляемым к уровню мастерства спортсменов, эффективно управлять реализацией индивидуальных возможностей занимающихся в экстремальных условиях соревнований. Организация и методы исследования. Учитывались особенности функционирования организма глухонемых спортсменов, связанные с их компенсаторным развитием. По ходу исследования анализировалось наглядно-образное мышление и координационные особенности наблюдаемых. Предполагалось использование комплекса специальных физических упражнений (упражнения с мячом в усложненных условиях – с закрытыми глазами, на низкой опоре, с несколькими мячами и т.д.) и применение автономных динамических стендов для тренировки вестибулярной функции детей [9; 10]. Всего было обследовано 37 человек. Все подростки были мужского пола, в возрасте 13–15 лет и страдали глухонемотой. Сравнительный анализ исследования проводился между баскетболистами контрольной и экспериментальной группами. В контрольную группу (n=18) входили респонденты, занимающиеся по стандартным программам занятия баскетболом на базе СДЮСШОР № 8 г.Челябинска, в экспериментальную (n=19) – лица занимающиеся в сции баскетбола Всероссийского общества глухонемых г.Челябинска по нашей методике [10]. Суть применяемой методики, в отличии от традиционных подходов, заключалась в акцентировании внимания занимающихся на вестибулометрических упражнениях в объёме не 32 % (как в традиционных подходах к тренировке таких спортсменов), а в объёме 46 %. Педагогический эксперимент длился два года. Результаты и их обсуждение. Оценка уровня общей и специфической подготовленности юных баскетболистов опытных групп позволила установить следующее (рис. 1) Анализ полученных результатов позволил отметить следующее. При общей положительной динамике общей и специфической двигательной активности в обоих опытных группах, у юных баскетболистов экспериментальной группы отмечены более выраженные изменения в челночном беге и в бросках мяча в корзину с конкретных точек игровой площадки. Данные тесты характеризуют преимущественно общие и специальные координационные способности, являющиеся в определенной мере «слабым» звеном в структуре двигательной активности юных спортсменов с ограниченными возможностями. Применение в подготовке баскетболистов экспериментальной группы комплекса специальных физических упражнений (упражнения с мячом в усложненных условиях – с закрытыми глазами, на узкой опоре, с несколькими мячами и т.д.) и выполнение в лабораторных условиях с помощью специальных стендов и тренажерных устройств упражнений на совершенствование вестибулярной функции и равновесия, точности пространственных координат определили отмеченную более выраженную положительную динамику двигательной активности в экспериментальной группе. В данной группе в процессе педагогического эксперимента существенно повысились характеристики психического компонента (памяти и внимания) спортивной деятельности (с 46–50 нормированных единиц до 60–65 в течение двухлетнего эксперимента, р < 0,05). В нейродинамическом компоненте значительно (с 38–45 до 57–64 нормированных единиц, р < 0,05) увеличились показатели, зарегистрированные в естественных условиях (позное равновесие, проба Фукудо, проба письма). В лабораторных условиях возрос (в среднем с 46 до 54 нормированных единиц, р<0,05) показатель отолитовой реакции. Следует отметить, что юные спортсмены не испытывали затруднений в данном тесте, хотя он выполнялся с закрытыми глазами. Очевидно, это связано с тем, что обследуемые находились в положении сидя и держались руками за поручни кресла. Вместе с тем значительные сложности наблюдались при регистрации нистагма и в тестах на равновесие при проведении исследований на стабилографе, где не было отмечено положительных сдвигов (р>0,05).
Рис. 1. Усредненные функциональные профили глухонемых баскетболистов 13–15 лет где: ВН – внимание; ПМ – память; ПР – позное равновесие; ФК – проба Фукудо; ПС – проба письма; ОР – отолитовая реакция Воячика; РВС – нистагм, вестибулярные резервы; СТ – стабилография; Р – Равновесие; Лн – левой ноге; Пн – правой ноге; ОФП – общефизическая работоспособность.
В процессе педагогического эксперимента у глухонемых спортсменов существенно (р<0,01) возросла общая физическая работоспособность. Вывод. По всем показателям психического, нейродинамического и энергетического компонентов количественные значения у обследованных респондентов находились в пределах 46 – 65 нормированных единиц, где: – психический компонент находился в пределах 59–65 нормированных единиц; – нейродинамический компонент находился в пределах 39–65 нормированных единиц; – энергетический компонент находился в пределах 18–65 нормированных единиц. Литература 1. Асланян, Г.Г. Вестибулярная функция у глухонемых детей / Г.Г. Асланян // Труды Московского НИИ уха, горла и носа. – 1991. – Вып. 17. – С. 48–57. 2. Базаров, В.Г. Состояние вестибулярной функции у глухих и слабослышащих (по данным обследования членов Украинского общества глухих) / В.Г. Базаров, Л.А. Савчук // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. – 1994. – № 2. – С. 14. 3. Костикова, Л.В. Планирование спортивной тренировки и педагогический контроль в баскетболе / Л.В. Костикова // Методические разработки для студентов, специализирующихся по баскетболу. – М.: ГЦОЛИФК, 2000. – 30 с. 4. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.. – 2003. – № 1. – С. 11–17. 5. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка . – 2005. – № 1. – С. 5–10. 6. Озолина, Е.В. «Адаптивная физическая активность» как новая дисциплина в семействе спортивных игр / Е.В. Озолина, В.С. Дмитриев, Н.А. Рубцова // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 5. – С. 21–26. 7. Родионов, А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте / А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №2. – С. 7–9. 8. Рубцова, Н.О. Адаптивное физкультурно-спортивное движение как фактор социальной адаптации инвалидов различных категорий / Н.О. Рубцова // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 5. – С. 44–46. 9. Фалалеев, А.Г. Динамика взаимосвязей между двигательными и вегетативными функциями при физических нагрузках / А.Г. Фалалеев // Актуальные вопросы медико-биологической оценки функциональной подготовленности спортсменов: Сб. науч. трудов. – Л.: ЛНИИФК, 1991. – С. 47–55. 10. Худяков, Г.Г. Методика базовой подготовки юных баскетболистов с ограниченными возможностями: дис. канд. пед. наук / Г.Г. Худяков. – Челябинск: УралГУФК, 2000. – 180 с.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|