ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Быков В.С.
|
К вопросу о формировании здорового стиля жизни у подрастающего поколения В.С. Быков Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Анализ литературных источников показал, что понятия «образ» и «стиль» жизни неоднозначны. Согласно М.Я. Виленскому, С.О.Авчинниковой, И.В. Манжелей, О.А.Максимовой «образ жизни» отражает способ жизнедеятельности социальной общности, а «стиль жизни» – способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности. Общепризнанно насколько успешно удается сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового стиля жизни в молодом возрасте, зависит благополучие человека на всем протяжении его жизнедеятельности (Н.М. Амосов, Н.В. Никитин, Н.А. Фомин). Характерной особенностью у подрастающего поколения является низкий уровень ответственности за собственное здоровье, невысокая добровольная физкультурно-оздоровительная активность, распространенность факторов риска здоровью (курение, злоупотребление алкоголем, наркотики, нарушение режима учебы и отдыха), отсутствие навыков здорового стиля жизни. Сегодня стало очевидно, что если не изменить традиционных подходов к физической культуре и физическому воспитанию, исключающих обращение к личности подростка, то наше общество и дальше будет постоянно сталкиваться с проблемами неудовлетворительного состояния здоровья и физических кондиций различных категорий населения. Следует отметить, что именно физическое воспитание как сфера педагогической деятельности призвано передавать последующим поколениям ценности физической культуры и здоровьесберегающей, здоровьетворческой деятельности. Методика исследования. В рамках нашего исследования отличительными особенностями физического воспитания являются не только целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность, но и формирование свойств и качеств личности, обеспечивающих, самовоспитание и самоорганизацию физкультурно-оздоровительной деятельности и здорового стиля жизни. Результаты теоретического исследования привели к необходимости обоснования, разработки и внедрения модели физического самовоспитания подрастающего поколения, в рамках которой была разработана программа интегративных занятий по физическому воспитанию с учащимися. Необходимым условием организации учебного процесса физического воспитания с подростками, являлось обеспеченность учета индивидуальных особенностей (морфо-функциональных) и способностей (физических качеств, двигательных навыков), приоритетности познавательных интересов, самоконтроля, самоопределения и саморазвития. Содержание интегративных занятий по физическому воспитанию предполагало выполнение поэтапных взаимосвязанных действий как преподавателя – тренера и учащегося, так и самостоятельную деятельность подростка. В целом, педагогическая целесообразность выстроенной модели выражается в обобщенных признаках: самодостаточность; востребованность со стороны пользователей; обоснованность и доказательность; ориентированность на соблюдение общепринятых принципов, методологических положений и подходов к образованию; целевая реализуемость и эффективность. Основополагающим принципом совершенствования физического воспитания являлось единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного (физического) компонентов в формировании человеческой индивидуальности как автономного и неповторимого человеческого существа, субъекта сознания и деятельности. Результаты исследования. Изменение показателей физического развития и уровня подготовленности подростков в процессе традиционной постановки физического воспитания позволяет заключить, что изменения у занимающихся происходят только в показателях массы тела, состава тела (жировой массы): увеличение произошло на 3,5% и 8,0% соответственно. Вместе с тем, показатели в сгибании и разгибании туловища, сгибании и разгибании рук в упоре лёжа, показатели жизненной ёмкости лёгких и кистевой динамометрии при традиционной системе физического воспитания снизились соответственно на 11,5%, 11,2 %, 5,9 % и 6,9%. Учащиеся, занимающиеся по специально разработанной программе, наиболее рационально используют бюджет своего времени: так на просмотр телепередач и работу с компьютером тратят 14,0% бюджета своего времени в сравнении с 27,0 % учащихся, которые неориентированных на физическое самовоспитание, различие временных затрат на занятия физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности ещё более существенны 8,0 % и 27,0% соответственно в группах. В процессе опытно-экспериментальной работы количество учащихся систематически использующих средство оздоровления увеличилось: с 8 % до 14 % использующих массаж; с 6 % до 18 % – закаливающие процедуры; с 11 % до 64 % – диеты, рациональное питание; с 6 % до 18 % – специальные дыхательные упражнения; с 20 % до 58 % – использование сауны. В процессе реализации программы изменился характер распределения уровня сформированности здорового стиля жизни: ориентация у подростков на результат достигла 40 %, ориентация на процесс – 41 %, ориентация на оценку составила 19 %. Выводы: Здоровый образ жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. Здоровый стиль жизни только тогда отвечает своему определению, когда имеются условия для удовлетворения не только дефицитарных потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции. Разработанная программа формирования здорового стиля жизни, включает в себя следующие структурные компоненты: формирование мотивов физического самовоспитания; освоения валеологических знаний, умений и навыков здорового стиля жизни; поддержания и развития физических кондиций, содержание учебно-тренировочных занятий по развитию и саморазвитию физической подготовленности, содержание пропагандистко – просветительской работы по формированию личностно-значимых ценностей здорового образа жизни; деятельность педагога по стимулированию саморазвития физической культуры личности; деятельность учащихся по саморазвитию и самоконтролю за уровнями физической и функциональной подготовленности, педагогические средства (учебно-тренировочные упражнения, учебно-исследовательские задания, технические средства поддержания здоровья и развития физической кондиции), качество учебно-методического обеспечения, включающего в себя индивидуальные программы, учебные пособия, методические рекомендации. |
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|