ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рямова К.А., Розенфельд А.С.
|
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФИТНЕС-КЛУБОВ В ЗДОРОВЬЕПОДДЕРЖАНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ К.А. Рямова, А.С. Розенфельд Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург. letchik45@bk.ru
В условиях демографического старения российского общества, масштабных социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, поддержание пожилых людей приобретает особую остроту и актуальность. В теории и практике педагогики физической культуры ведется активный поиск путей и условий поддержки граждан пожилого возраста. Поддержка предполагает педагогическую технологию, направленную на создание и поддержание достойных условий существования пожилых, основанную на обращенности к внутренним силам и способностям человека в его жизненном самоопределении. Однако специальных исследований, посвященных технологиям педагогической поддержки пожилых, используемых в учреждениях физкультурно-оздоровительной направленности до настоящего времени не проводилось. В настоящее время в России нет соответствующей реабилитационной службы, как целостной системы. Не ведется подготовка педагогических кадров, занимающихся реабилитацией пожилых людей, средствами физической культуры. При этом почти все спортивные организации и фитнес-клубы с переходом на внебюджетное финансирование перестали вести физкультурно-озоровительную работу на безвозмездной основе с людьми пожилого возраста. Редкие благотворительные организации пытаются возрождать клубные формы здоровьеподдерживающей деятельности с пожилыми людьми, помогающие адаптироваться пожилым людям к изменившимся жизненным условиям, однако в их действиях нет научной обоснованности, а соответственно и отработанной технологии по здоровьеподдержанию пожилого человека. Разрабатывая технологию здоровьеподдержания пожилых людей, возникает необходимость рассмотреть «здоровье», которое является системным качеством организма, определяемое комплексом физических, психических и духовных проявлений, которые создают основу долголетия, морально-нравственных ориентиров и творческих планов. По мнению, Н.М. Амосова, В.А. Бароненко, Н.А. Фомина и др., здоровье – ключевая ценность, жизненный капитал, от которого зависит карьера, и личное счастье в целом. Многие исследователи утверждают, что здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни. Поддерживать высокий уровень здоровья возможно за счет умелого использования всех факторов, влияющих на его составляющие (физическую, психическую, социальную и духовную), а так же при овладении оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирующими установки на здоровый образ жизни. То есть речь идет о таких здоровьеподдерживающих технологий, которые будут мотивировать пожилых людей к здоровому образу жизни и естественно приведут к стабилизации психофизического состояния и улучшению качества жизни. С нашей точки зрения современные фитнес-клубы способны создать такие здоровьеподдерживающие технологии, которые будут поддерживать пожилого человека в изменившихся социальных условиях. Fitness, происходит от английского глагола «to be fit» – «быть в форме». Состояние «фитнес» – это состояние физического, душевного и эмоционального здоровья на высоком уровне. Фитнес-клуб по мнению В.И. Ильинича – общественно культурно-просветительная организация, в которой образовательный процесс направлен на формирование навыков здорового образа жизни, самообразование и развитие творческих способностей личности. Следовательно, востребованность фитнеса, объясняется его высокой эффективностью в саморазвитии личности. Однако следует отметить, что при всей привлекательности фитнес-клубов в их программах мало места отведено педагогической компоненте, которая является определяющей в эффективности образовательного процесса. Практически никто не предлагает специально ориентированные программы для пожилых людей по здоровьеподдержанию. Мало внедряются инновационные разработки, направленные на поддержание аффективно-эмоциональной сферы пожилых. Практически отсутствуют разработки по интеграции межпредметных связей направленных на саморазвитие личности пожилого человека. Такие методические упущения, скорее всего, обусловлены тем, что фитнес-программы в основном рассчитаны на клиентов молодого и среднего возраста, для которых основной целью посещения занятий фитнес-клуба является «красивое тело». В нашем случае теоретические исследования показали, что в отличие от молодых у большинства пожилых возникает проблема «кризиса пожилого возраста», которая концентрирует в себе внутриличностный конфликт на ценностном уровне. Кризис представляет собой несовпадение установок пожилого человека и остальных членов социума на их место и роль в обществе. С одной стороны – пожилой человек, имеет свой уровень ценностей притязаний и потребностей. С другой стороны, выступает общество, диктующее социальные нормы, которые не всегда соответствуют морали и этике пожилого человека. Это и определяет наиболее типичные физические и духовно-нравственные проблемы, препятствующие пожилым людям моделировать прогрессивное личностное развитие и продуктивно участвовать в общественной жизни, таковыми являются: естественные процессы старения, плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим, общественно-политическим и ментальным особенностям общества, что приводит к разрушению внутренних ценностей, личностных ориентиров, блокировке коммуникативной компетенции, ухудшению психофизического здоровья. Проблема сохранения и формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности на современном этапе развития общества весьма значима. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества. Главная роль в этом принадлежит образованию, которое формирует как индивидуальное здоровье личности, так и здоровье всего общества. Это показывают и социологические исследования, которые засвидетельствовали, что лечение болезней медикаментозными средствами и философские сентенции о ценности здоровья, ожидаемого результата, не дают. Только единство естественнонаучного и аксиологического аспектов представляется приемлемым методологическим условием осмысления ценности здоровья как витально-социального феномена. Учитывая вышесказанное, мы в образовательный процесс фитнес-клуба внедрили здоровьеподдерживающие технологии, учитывающие психологические и физические особенности пожилых людей. В формирующем эксперименте через 10 месяцев организованных занятий у большинства пожилых людей достоверно, снизился уровень тревожности, исчезли признаки депрессии, улучшились функциональные показатели, что проявилось в улучшении аэробной производительности, более чем на 21% и гибкости. Активно включается рефлексивно-оценочная деятельность, что указывает на приобретение необходимых знаний и навыков сравнительного анализа в области здоровьесбережения. Изменились и ценностные ориентации по отношению к собственному здоровью (методика ценностные ориентации по М. Рокич). Здоровье само по себе перестало являться предметом абсолютного внимания. Оно стало тем необходимым инструментом, с помощью которого пожилой человек реализует свои цели, желания, смыслы. Изменения, произошедшие в ценностных ориентациях, возможно, указывают, что пожилые люди стали по иному воспринимать жизненные ситуации. Помимо этого внедренная технология, оказалась эффективной для пожилых людей, страдающих чувством одиночества, так как в процессе групповых занятий синтезируются как минимум два уровня общения, это межличностный и личностно-групповой. Т.е., создаются условия способствующие улучшению качества жизни пожилых людей. Следовательно, «качество жизни» в нашей интерпретации – это степень развития и относительное удовлетворение комплекса ценностно-потребностной сферы и интересов человека, оно проявляется в различных формах его деятельности, отражая динамику изменений личности в течение жизни, с оценкой физического состояния, психологического благополучия, социальных отношений и функциональных способностей. Таким образом, внедрение в образовательный процесс фитнес-клуба здоровьеподдерживающиих технологий, положительно отразились не только на физических кондициях пожилого человека, но и на его чувствах, сознании, психики, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений, положительных мотиваций, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|