ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Рябова Г.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Г.А. Рябова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых людей не так уж много. Поэтому, оздоровления учащихся и внедрение здоровьесберегающих технологий – целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Исследования показали, что здоровье для многих людей не выступает основной жизненной ценностью. Так, 89% опрошенных учащихся, 66,5% педагогов и 62,2% руководителей образовательных учреждений не называют здоровье в числе шести основных жизненных ценностей. В большинстве образовательных учреждений, кроме уроков физической культуры, никак не реализуется программа формирования здорового образа жизни.

Основной целью управленческой деятельности в образовании, направленной на здоровьесбережение его участников, является нормативно-правовое, организационно-педагогическое, информационное, материально-техническое, санитарно-гигиеническое обеспечение образовательного пространства средствами, способствующими поддержанию и укреплению физического, психического, психосоматического, духовно-нравственного здоровья участников образования.

Общепризнано, что максимально раннее приобщение ребёнка к ценностям физической культуры, оптимальное сочетание образовательного и двигательного компонентов физической деятельности, согласованность и непрерывность воспитательных воздействий образовательных учреждений выступают в качестве необходимых условий снижения заболеваемости и профилактики асоциального поведения подрастающего поколения. Одним из возможных путей достижения названных условий может являться внедрение здоровьесберегающих технологий в систему образования.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой системно организованную совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье учащихся различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья всех участников образовательного процесса и отвечающую единству целей и задач.

Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий обусловлена несколькими факторами:

– Во-первых, социальной потребностью в повышении уровня образованности и необходимостью осуществлять образование без ущерба для здоровья;

– во-вторых, возрастающими требованиями к образовательным программам и недостаточной разработанностью педагогических условий, позволяющих компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок;

– в-третьих, необходимостью модернизации образовательного процесса посредством использования современных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих повышение качества образования и сохранение здоровья.

В системе здоровьесберегающей деятельности можно выделить следующие направления:

– рациональная организация учебного процесса (не увеличивать время обучения, а увеличивать двигательную активность);

– рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы (без использования медицинских технологий);

– формирование ценности здоровья и здорового образа (стиля) жизни;

– профилактические оздоровительные мероприятия;

– просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса.

Учебное заведение является одной из сред, способных наиболее активно воздействовать на сознание развивающейся личности. Кроме того, организация учебно-воспитательного процесса отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Среди единичных попыток реализовать здоровьесберегающий подход уже появились системные исследования о создании специальной службы здоровья и введении так называемых «уроков здоровья» в учебный план. Необходимо решение важной педагогической проблемы, связанной с определением эффективных подходов и механизмов их реализации по управлению спортивно-оздоровительной деятельностью в школьном коллективе, формированию здорового образа жизни. Именно в спортивно-оздоровительной деятельности можно формировать потребность в занятиях физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни, влиять на досуг.

Содержание отечественного образования ориентировано, преимущественно, на интеллектуальное развитие детей и зачастую оставляет за рамками интересов педагогов здоровьесберегающий аспект, а именно, физическое воспитание и оздоровительное образование учеников. В связи с этим, возникает необходимость в создании условий по ориентированию участников образовательного процесса на рациональное сочетание умственных и физических нагрузок, устанавливаемое в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями здоровья каждого учащегося.

Здоровьесберегающий аспект в образовании может быть эффективно реализован, если будут выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании учащихся в процессе обучения; определены функции системы управления оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении; рассмотрены основные требования к содержанию и организации оздоровительной деятельности в учебном заведении; определены организационно-педагогические условия управления оздоровительной деятельностью в системе образовательного учреждения; разработаны подходы к системе охраны здоровья учащихся.

Здоровьесберегающий аспект в системе образования рассматривается как самый мощный резерв повышения его качества. В связи с этим, основной задачей является решение проблемы обеспечения качественного образования без ущерба для формирования интеллектуально развитой, физически и духовно зрелой, социально адаптированной и психологически устойчивой личности.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:15:29 +0500
Хостинг от uCoz