ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Паточкина Н.А., Хусаинова Ю.Б.
|
Проблемы создания здоровьесберегающих технологий в начальной школе Н.А. Паточкина, Ю.Б. Хусаинова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск www.julya-74@yandex.ru
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение, антропометрические показатели, подверженность сердечнососудистым заболеваниям, возникновение психических расстройств и смертность. Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми (в настоящее время рождается больными или заболевает 40% новорожденных, в то время как в 1990 году этот показатель был равен 15%), что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей – школьников. Растет число «школьных болезней»: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения. В национальной доктрине образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь. Коренные преобразования, происшедшие во многих сферах нашего общества в последние годы не смогли не сказаться на состоянии здоровья детей. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов, среди школьников России такие дети составляют 70–80%. В целом по России лишь 34% детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10% детей начальных классов. НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие: – значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так среди учащихся их число не превышает 10–12%; – стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронические болезни – в 2 раза; – изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей; – увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольном учреждении и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей. При том, что именно эти годы проходят под постоянным, каждодневным контролем со сторон педагогов. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П. Лисицина, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50–55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается в 20–25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и, несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребенка. Существует множество организационных, методических, материально-технических, кадровых и других препятствий для эффективного проведения данной работы в школе. Важнейшей из них является проблема компетенции учреждений образования в сфере охраны здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии. Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности. Естественно, что это предполагает межведомственное взаимодействие в сфере охраны здоровья учащихся. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. Опрос, проведенный нами в МОУСОШ №21 г. Челябинска в первом классе показал, что около 70% учащихся жалуются на свое здоровье, связанное с учебным процессом, и проявляется это частыми головными болями, болями в спине, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 20% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становиться очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое состояние, это еще говорит и о семейном неблагополучии. Интересными получились данные о режиме дня учащихся. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 71% ответили – пойдут чистить зубы; 12% – делать утреннюю зарядку; 10% – завтракать; 7% – смотреть телевизор. Вопрос о рационе питания показал, что питание в семьях отличается однообразием. Руки моют регулярно только 70% учащихся. О вреде курения учащиеся знают, но только каждый пятый считает курение опасным, а 10% опрошенных вовсе не знают о вреде курения. Еще более тревожными оказались результаты по уровню двигательной активности учащихся первого класса. Анализируя данную информацию мы выделили основные проблемы, требующие особого внимания педагогов: профилактика заболеваний, личная гигиена, питание, закаливание и увеличение двигательной активности.
Таблица 1. Данные исследования уровня двигательной подготовки.
На заседании методического объединения и учителей физической культуры эти данные были рассмотрены и выработана программа работы с родителями и учащимися по санитарно-гигиеническому просвещению. В деятельности первых классов предусмотрены помимо совершенствования двигательной активности на уроках, физкультурных минутках, цикл спортивных мероприятий совместно с родителями. Литература 1 Воротилкина, И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе / И.М. Воротилкина // Начальная школа. – 2006.– №4. – С. 72–73. 2 Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа. – 2005.– №11. – С. 75. 3 Кудрявцев, М.Д. Обучение первоклассников двигательным действиям / М.Д. Кудрявцева // Начальная школа. – 2007.– №7. – С.81–83. 4 Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко // Педагогика. – 2005.– №6. – С. 37–44. 5 Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В. Советова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с. 6 Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: Аркти, 2005. – 320 с. 7 Степанова, М.В. Инновации в образовании: размышления гигиениста / М.В. Степанова // Народное образование. – 2006.– №1. – С. 29–33. 8 Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Л.В. Трубайчук // Начальная школа. – 2007.– №9. – С. 6–8. 9 Халемский, Г.А. Школа – территория здоровья / Г.А. Халемский // Педагогика. – 2005.– №3. – С. 42–46. 10 Шевченко, Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л.Л. Шевченко // Начальная школа. – 2006.– №8. – С.89–90.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|