ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Паточкина Н.А., Хусаинова Ю.Б.

 

 Домашняя
Вверх

 

Проблемы создания здоровьесберегающих

технологий в начальной школе

Н.А. Паточкина, Ю.Б. Хусаинова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

www.julya-74@yandex.ru

 

Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение, антропометрические показатели, подверженность сердечнососудистым заболеваниям, возникновение психических расстройств и смертность. Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу.

Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми (в настоящее время рождается больными или заболевает 40% новорожденных, в то время как в 1990 году этот показатель был равен 15%), что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей – школьников. Растет число «школьных болезней»: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.

В национальной доктрине образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Коренные преобразования, происшедшие во многих сферах нашего общества в последние годы не смогли не сказаться на состоянии здоровья детей. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов, среди школьников России такие дети составляют 70–80%.

В целом по России лишь 34% детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10% детей начальных классов.

НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

– значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так среди учащихся их число не превышает 10–12%;

– стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронические болезни – в 2 раза;

– изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей;

– увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольном учреждении и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей. При том, что именно эти годы проходят под постоянным, каждодневным контролем со сторон педагогов.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П. Лисицина, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50–55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается в 20–25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и, несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребенка. Существует множество организационных, методических, материально-технических, кадровых и других препятствий для эффективного проведения данной работы в школе.

Важнейшей из них является проблема компетенции учреждений образования в сфере охраны здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии.

Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности.

Естественно, что это предполагает межведомственное взаимодействие в сфере охраны здоровья учащихся.

Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении.

Опрос, проведенный нами в МОУСОШ №21 г. Челябинска в первом классе показал, что около 70% учащихся жалуются на свое здоровье, связанное с учебным процессом, и проявляется это частыми головными болями, болями в спине, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 20% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становиться очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое состояние, это еще говорит и о семейном неблагополучии.

Интересными получились данные о режиме дня учащихся. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 71%  ответили – пойдут чистить зубы; 12% – делать утреннюю зарядку; 10% – завтракать; 7% – смотреть телевизор.

Вопрос о рационе питания показал, что питание в семьях отличается однообразием. Руки моют регулярно только 70% учащихся.

О вреде курения учащиеся знают, но только каждый пятый считает курение опасным, а 10%  опрошенных вовсе не знают о вреде курения.

Еще более тревожными оказались результаты по уровню двигательной активности учащихся первого класса.

Анализируя данную информацию мы выделили основные проблемы, требующие особого внимания педагогов: профилактика заболеваний, личная гигиена, питание, закаливание и увеличение двигательной активности.

 

Таблица 1.

Данные исследования уровня двигательной подготовки.

Ф.И.

Пресс

Гибкость

Бег 30м.

Отжимание,

подтягивание

Прыжок в длину

Кузнецов Миша

32

1

5,85

3

142

Левин Леша

18

6

5,17

7

134

Щербаченко

Илья

21

7

6,20

5

141

Маслова Кристина

15

7

6,08

8

132

Зайцева Яна

12

0

6,90

30

145

Точенова Алена

10

8

6,25

47

120

 

На заседании методического объединения и учителей физической культуры эти данные были рассмотрены и выработана программа работы с родителями и учащимися по санитарно-гигиеническому просвещению.

В деятельности первых классов предусмотрены помимо совершенствования двигательной активности на уроках, физкультурных минутках, цикл спортивных мероприятий совместно с родителями.

Литература

1 Воротилкина, И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе / И.М. Воротилкина // Начальная школа. – 2006.– №4. – С. 72–73.

2 Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа. – 2005.– №11. – С. 75.

3 Кудрявцев, М.Д. Обучение первоклассников двигательным действиям / М.Д. Кудрявцева // Начальная школа. – 2007.– №7. – С.81–83.

4 Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко // Педагогика. – 2005.– №6. – С. 37–44.

5 Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В. Советова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

6 Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: Аркти, 2005. – 320 с.

7 Степанова, М.В. Инновации в образовании: размышления гигиениста / М.В. Степанова // Народное образование. – 2006.– №1. – С. 29–33.

8 Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Л.В. Трубайчук // Начальная школа. – 2007.– №9. – С. 6–8.

9 Халемский, Г.А. Школа – территория здоровья / Г.А. Халемский // Педагогика. – 2005.– №3. – С. 42–46.

10 Шевченко, Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л.Л. Шевченко // Начальная школа. – 2006.– №8. – С.89–90.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:07:17 +0500
Хостинг от uCoz