ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мутовкина Т.Г., Курман С.И.
|
ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ КАК МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОСТОЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЦП Т.Г. Мутовкина1, С.И. Курман2 1Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск 2МСКОУ №4 интернат 6 вида, г. Челябинск
За последние годы в нашей стране стала широко распространяться адаптивная физическая культура (АФК), направленная на непосредственное оздоровление инвалидов и лиц, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья. В современном представлении АФК – это комплекс мер оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. Название «адаптивная» подчеркивает назначение средств для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Этот факт предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме инвалида [1]. Основная цель АФК – совершенствование физического и психического состояния инвалида, т.к. она рассматривается как часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановление, укрепление и поддержание здоровья, личностного развития, самореализацию физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни [1]. Все вышеперечисленное в полной мере относится к детям с церебральным параличом, представляющим приоритетный контингент для методики адаптивной физической культуры. Рассматриваемые нами психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигательной активности и социальных контактов [5]. Наиболее важными составляющими нейропсихологического статуса исследуемого контингента подростков с детским церебральным параличом (ДЦП), явились факторы оценки когнитивных показателей данной группы испытуемых. Определение состояния интеллекта проводилось по тесту ПИТ СПЧ (подростковый интеллектуальный тест Санкт-Петербург – Челябинск, 2004) [3]. Методика теста ПИТ СПЧ предназначена для измерения интеллектуальных характеристик детей в возрастных пределах от 10 до 14 лет с диапазоном тестовых заданий: нижняя граница нормы и выше. Количество разнообразных комплексных субтестов в батарее от 10 до 12. Каждый субтест отражает интеллектуальную характеристику или их набор [3]. В качестве прототипов субтестов использовались известные интеллектуальные методики WAIS и WISC Д. Векслера, теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра и др. [4]. В данном исследовании принимали участие 110 подростков 11–14 лет с легкой и средней степенью тяжести ДЦП спастической формы. Все дети самостоятельно передвигались, обслуживали себя в быту. По общеобразовательной программе обучались 49 детей, по программе для детей с ЗПР – 61 подросток. В качестве оздоровительной методики группа исследования дополнительно получала комплексную немедикаментозную реабилитационную терапию, направленную на снятие мышечного тонуса – релаксационную телесноориентированную мануальную психотерапию (РТМПТ) [7]. Вводя психотерапию в комплекс реабилитационных мероприятий, мы опирались на сведения о том, что психотерапия является эффективным, но, к сожалению, редко используемым подходом к оздоровительным воздействиям при ДЦП. Психотерапевтическая работа проводилась по методикам Дитлса, Эриксона, Серезаво и их последователей [4]. Лечебно-реабилитационные мероприятия проводились курсами в течение 6 месяцев. Результаты средних интегральных показателей интеллекта (IQ), полученных по методике ПИТ СПЧ на констатирующем этапе эксперимента, в обеих группах детей распределились примерно одинаково. В экспериментальной группе 56,4% испытуемых (31 ребенок) и 54,5% испытуемых (30 детей) в контрольной группе набрали самый низкий балл, что соответствует «сниженной норме» интеллектуального развития. Можно предположить, что выраженные интеллектуальные нарушения наблюдаются у детей с поражением преимущественно лобных (префронтальных) отделов мозга. Нарушения мышления у детей с поражением лобных долей мозга связаны в первую очередь с распадом самой структуры интеллектуальной и психической деятельности [6]. Как правило, у детей с церебральной патологией затруднено формирование «ориентировочной основы действия», они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями [2]. Эти нарушения проявлялись при выполнении как вербальных, так и невербально-логических задач. Нарушения также касаются непроизвольного уровня регуляции интеллектуальной деятельности. У подростков со спастическими формами ДЦП нарушена сама структура контроля и программирования за результатами собственной интеллектуальной деятельности [2, 6]. Наибольшее количество ошибок такие дети допускали в различных субтестах методики ПИТ СПЧ: После воздействий методикой РТМПТ, интегральный показатель интеллекта у детей экспериментальной группы значительно повысился, у детей же контрольной группы интегральный показатель интеллекта не изменился. В экспериментальной группе после оздоровительных воздействий процент «сниженной нормы» уменьшился до 40 (22 ребенка), что может свидетельствовать также об улучшении деятельности лобных (префронтальных) отделов мозга слева и справа. В контрольной группе до оздоровления – 30 человек (54,5% детей), а после – 29 детей (52,7%) соответствовали «сниженной норме» интегрального показателя интеллекта. Количество детей со «средней нормой» интеллектуального развития в экспериментальной группе также повысилось с 14 до 18 человек (25,4% и 32,7% испытуемых, соответственно), что может отражать положительную динамику в работе затылочных отделов мозга справа. Показатели «хорошей нормы» также значительно повысились у детей экспериментальной группы с 10 до 15 человек (18,2% и 27,3% соответственно). У детей контрольной группы показатели «средней нормы» и «хорошей нормы» остались на прежнем уровне (27,3% и 20% соответственно). У детей экспериментальной группы после курса релаксационно-оздоровительных воздействий повысился объем практических знаний, способность строить умозаключения на основе жизненного опыта и уровень наблюдательности, а также состояние абстрактно-логического мышления, что может свидетельствовать, на наш взгляд, об улучшение работы левого полушария и в целом лобных (префронтальных) отделов мозга. У детей данной группы после курса РТМПТ возросла способность к инсайту, улучшилась также гибкость мышления, повысилась способность находить перцептивно-логические связи. Полученные данные могут объясняться, по нашему мнению, положительной динамикой в функционировании полушарий: теменно-затылочных и постцентральных отделов теменной области мозга. Таким образом, применение курса релаксационной телесноориентированнной мануальной психотерапии, как оздоровительной методики АФК, по данным подросткового интеллектуального теста приводит к позитивным изменениям когнитивной сферы подростков с ДЦП. Литература 1. Теория и методика АФК: учебник / Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. 2. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с. 3. Батурин, Н.А. Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ) Руководство / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский. – СПб: Челябинск, 2004. – 53 с. 4. Дитлс, Р. Убеждения: пути к здоровью и благополучию / Р. Дитлс, Т. Халлбом, С. Смит. – Портленд, 1993. – 162 с. 5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с. 6. Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 272 с. 7. Мутовкина, Т.Г. Телесно-ориентированные техники в абилитации детей с церебральным параличом: Методические рекомендации / Т.Г. Мутовкина. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2003. – 15 с.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|