ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мутовкина Т.Г.
|
ВИЗУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АЛЬФА-РИТМА ЭЭГ ПОДРОСТКОВ С ДЦП ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕЛАКСАЦИОННЫХ ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Т.Г. Мутовкина Южно-Уральский государственный Университет, г. Челябинск
Клинические и нейропсихологические исследования состояния мозговой деятельности подростков, страдающих церебральным параличом, подтверждают задержку психического развития у таких детей, основанную на церебрально-органическом генезе заболевания, как следствие поражения ЦНС в процессе раннего диcнейроонтогенеза [3, 4]. Учитывая тот факт, что при ДЦП отмечаются главным образом подкорковые поражения и патология лимбической и экстрапирамидной систем на фоне хронической гипоксии в период эмбриогенеза, проводился анализ состояния мозговых функций по показателям нормального ритма ЭЭГ, представителем которого является альфа ритм. Известно, что альфа ритм является доминирующим в ЭЭГ бодрствующего человека, и он значительно отличается по своим характеристикам и функциональной роли от других ритмов. При повышении уровня функциональной активности мозга амплитуда альфа ритма уменьшается, и часто он полностью исчезает (Зенков Л.Р., 2004). Целью исследования стало изучение с помощью структурного анализа ЭЭГ особенностей волновой активности преимущественно альфа ритма головного мозга у подростков 12–16 лет, страдающих ДЦП, в сравнении со здоровыми детьми для планирования методик коррекции мозговых дисфункций в общем комплексе оздоровительных воздействий. Методика и организация исследования. Нами были проанализированы электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 96 детей и подростков 11–16 лет, страдающих церебральным параличом, учащихся специализированного Интерната № 4 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Количество ЭЭГ здоровых детей того же возраста составило 92. Исследование данных ЭЭГ производилось до и после воздействий методикой релаксационной телесноориентированной терапии, включающей методы нейролингвистического программирования (НЛП), в сочетании с приемами рефлекторно-сегментарного, точечного и релаксационных техник классического массажа с целью формирования и закрепления у ребенка новых двигательных стереотипов на глубоком психоэмоциональном уровне по методикам Эриксона, Дитлса и др. [6]. Анализ многочисленных литературных данных показал, что при ДЦП часто выявляются подкорковые поражения [1, 3, 4, 5], поэтому, при оценке функциональной активности головного мозга нами предприняты методы анализа нормальных представителей ЭЭГ, а именно, характер изменений альфа ритма. Результаты исследования и их обсуждение. При анализе фоновой и реактивной ЭЭГ детей с церебральным параличом применялась визуальная методика Е.А. Жирмунской (1997) с выделением: 1) Организованных (моноритмических) паттернов, отличающихся превалированием какого-то основного ритма; 2) Дезорганизованных, в которых выражена нерегулярная волновая активность, состоящая из множества беспорядочно перемешанных компонентов. В свою очередь организованные паттерны подразделялись на гиперсинхронизированный вариант, при котором увеличивается индекс и амплитуда колебаний диапазона частот с генерализацией их по всем областям мозга, и десинхронизированный вариант, характеризующийся нарушением ритмических, медленноволновых компонентов, их заменой на более быстрые колебания с меньшей амплитудой. Результаты визуальной оценки ЭЭГ у обследуемых пациентов представлены в табл. 1.
Таблица 1 Показатели визуальной оценки ЭЭГ у обследуемого контингента детей
Как видно из таблицы 1, варианты нормы ЭЭГ первоначально встречаются менее чем у 25% детей с ДЦП и в большинстве случаев (91,3%) в группе здоровых. По литературным данным «ЭЭГ-норма» в популяции у здоровых детей до 15 лет встречаются почти в 70% случаев (Зенков, Ронкин, 2004). В сравнении с группой здоровых, у детей с ДЦП достоверно превалирует частота синдрома гиперсинхронизации альфа-активности, который выявлен в этой группе у 19,8% (1/5 часть) пациентов. Синдром характеризуется усилением альфа-активности по индексу и амплитуде, сглаживанием зональных различий, с возникновением на этом фоне коротких вспышек дельта- активности, чаще в лобных областях, усиливающихся после пробы с гипервентиляцией. Синдром формируется в условиях угнетения активности ретикулярной формации ствола мозга и заднего гипоталамуса, при усилении деятельности неспецифического таламуса за счет освобождения от тормозных влияний со стороны ретикулярной формации мозга, при спокойном состоянии переднего гипоталамуса, ассоциативных ядер таламуса (Е.А. Жирмунская, 1997). Синдром десинхронизации альфа-активности в виде доминирования по всем областям мозга бета-активности высокой частоты и малой амплитуды встречался более чем у 10% пациентов с ДЦП и почти не отмечен в группе здоровых. Механизм формирования синдрома связан с угнетением активности неспецифических ядер зрительного бугра, усилением деятельности ретикулярной формации ствола и заднего гипоталамуса, со спокойным состоянием переднего гипоталамуса и хвостатого ядра. Синдром гиперсинхронизации бета-активности низкой частоты встречался в редких случаях во всех группах наблюдения и не имел статистически достоверных различий. Дезорганизация ритмов ЭЭГ с наличием пароксизмальных вспышек медленных волн наблюдалась более чем у 40% больных ДЦП и не отмечалась в группе здоровых. Механизм формирования этого синдрома связан с состоянием раздражения неспецифических и ассоциативных ядер таламуса, угнетением ретикулярной формации и заднего гипоталамуса, передний гипоталамус и хвостатое ядро находятся в состоянии покоя [2]. Для коррекции измененных показателей визуальной оценки ЭЭГ у детей с ДЦП было применено оздоровление с помощью телесноориентированной релаксационной психотерапии по методикам Дитлса Р., Гриндера Д., Миллса Д. и др. (1996), которая включала комплекс релаксационных воздействий, направленных на изменение состояния мышц и психоэмоционального статуса ребенка. В результате оздоровления методиками телесноориентированной релаксационной психотерапии в группе детей с ДЦП отмечалась положительная динамика по всем вариантам изменений ЭЭГ. По данным табл. 1, вариант нормальной ЭЭГ среди детей с церебральным параличом до оздоровления составлял в процентном отношении 37% в сравнении с 21,9% первоначально. Соотношение синдрома гиперсинхронизации альфа-активности, преобладающего в начале исследования (19,8%) над другими вариантами ЭЭГ, изменилось в сторону уменьшения у больных детей после оздоровления и составило 16,3%. Полученные позитивные сдвиги свидетельствуют об усилении активности ретикулярной формации ствола мозга и заднего гипоталамуса. Синдром десинхронизации альфа-активности с преобладанием бета-волн высокой частоты и малой амплитуды по всем областям мозга претерпел существенные изменения в сторону снижения от 10,4% изначально до 5,4% после оздоровления. Это объясняется, по-видимому, улучшением функциональных связей между различными областями мозга и активизацией неспецифических ядер зрительного бугра заднего гипоталамуса под влиянием телесноориентированных методик оздоровления. В отношении изначально статистически незначимого синдрома гиперсинхронизации бета-активности низкой частоты отмечаются также положительные сдвиги в сторону снижения процента его выявления (с 6,2% до 4,3%). Синдром дезорганизации ритмов с наличием пароксизмальных вспышек на ЭЭГ, составлявший сначала 41,7% среди детей с ДЦП уменьшился почти до 37% после оздоровительных методик, направленных на релаксационное и противоспастическое воздействие с целью нормализации функциональных связей между областями мозга и снижения процессов возбуждения в коре головного мозга. Полученные результаты подтверждают положительное влияние релаксационных психотелесных методик оздоровления в отношении показателей визуальной оценки превалирующего у детей альфа ритма. Литература 1. Гнездицкий, В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография (картирование и локализация источников электрической активности мозга) / В.В. Гнездицкий. – Таганрог, 2000. – 430 с. 2. Жирмунская, Е.А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ / Е.А. Жирмунская. – Москва, 1997. – 97 с. 3. Лукашевич, И.П. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей / И.П. Лукашевич //Физиология человека. – Т. 24, № 1. – 2007. – С. 16–20. 4. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – С-Петербург: Дидактика плюс, 2001. – 253 с. 5. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Под общей ред. Н.А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2005. – 235 с. 6. Бэндлер, Р. Семейная терапия и НЛП / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В. Сатир // Пер. с англ. Ю.С. Уокер. – М., Институт Общегуманитарных исследований, 2000. – 160 с. 7. Зенков, Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней. Руководство для врачей / Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин. – М., 2004. – С. 384–435.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|