ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Моторин В.Б.
|
Гендерные особенности морфофункциональных показателей студентов ПЕРВОГО курса специальной медицинской группы В.Б. Моторин Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Исследование ключевых морфофункциональных значений у юношей и девушек выявило существенные различия в массо-длинотных характеристиках, окружности грудной клетки, значениях функциональной пробы, а также в показателях физической подготовленности (челночный бег, прыжок в длину с места, 12-и минутный бег, наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке – гибкость). Специальная медицинская группа имеет отклонения в состоянии здоровья. Практические занятия строятся с учётом показаний и противопоказаний для каждого студента. Уроки носят корректирующую и оздоровительно-профилактическую направленность, используя средства физического воспитания. Решаются задачи укрепления здоровья, применения физических упражнений, направленных на профилактику болезни, коррекции нарушений в развитии и компенсации сниженных функций. Приобретение необходимых знаний, проведение занятий оздоровительно-восстановительных и коррекционно-компенсаторного характера. Студенты специального отделения в зависимости от тяжести заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную [2]. Из данных литературы известно, что физическое развитие и физическая подготовленность учащихся выпускных классов в 50% случаев не соответствует нормативным требованиям [1, 3]. Обследовались юноши и девушки 16–18 лет студенты первого курса специальной медицинской группы, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Общее количество обследуемых в группе составило: юношей 15 человек, девушек 16 человек. Из числа представленных методик тестирования использовались рутинные широко применяемые в практике физического воспитания. Функциональная проба заключалась в исследовании частоты сердцебиений до, и после нагрузки в 20 приседаний за 30 сунд. Оценка восстановления рассчитывалась по следующей формуле: ЧСС 2 – ЧСС 1 * 100 % ЧСС 1 Челночный бег заключался в пробегании до ориентира 4,5 м. и до следующего ориентира 7,5 м. Задание выполнялось дважды (24 м.). Результаты исследования представлены в таблице 1. Необходимо отметить, что у юношей 15% обследуемых были с повышенной массой тела, а 18% с пониженной массой тела. При этом индекс тела у юношей составил 22,45 у.е., что превышает данные учащихся 11 класса (21,25 у.е.) [1]. Частота сердцебиений находилась в диапазоне нормальных значений. Восстановление ЧСС после функциональной пробы составило 33,90%. Результаты в челночном беге находились в диапазоне средне-низких оценок. Относительно низкие значения в скоростно-силовых качествах нижних конечностей наблюдались у 19% обследуемых. Исключительно низкие показатели в тесте сгибание и разгибание рук в упоре лёжа отмечались у 20% юношей, а у 50% находились на среднем уровне. В 12-и минутном беге у 50% обследуемых наблюдались средние и низкие показатели, у 30% выше средних, а у 20% высокие показатели. У девушек масса тела у 15% обследуемых была выше диапазона нормы, а у 19% находилась в низких границах физического развития. Обследуемые девушки были преимущественно средней и ниже средней длины тела. При этом индекс тела ровнялся 21,30 у.е. и соответственно равнялся значениям контроля (21,38 у.е.). Различий в частоте сердцебиений, как у девушек, так и у юношей не наблюдалось. Результаты функциональной пробы выявили значительное отставание девушек по сравнению с юношами. Девушки значительно отставали от юношей в тесте челночный бег и превосходили в тесте на гибкость. Оценки соответственно в диапазоне ниже средних оценок в 50% находились показатели в прыжках в длину с места, а в 50% выше средних значений. В тесте пресс у 50% обследуемых показатели были ниже средних значений, а 50% выше модельных характеристик. В 12-и минутном беге пробегаемое расстояние у 50% обследуемых было ниже средних значений, а в 50% превышало их, но были в диапазоне 3–4 баллов [1].
Таблица 1. Морфофункциональные показатели студентов специальной медицинской группы (I этап)
Необходимо отметить, что обследуемая группа девушек была более однородна по уровню оценки морфофункциональных показателей. Об этом убедительно свидетельствует стабильные коэффициенты вариации ОГК, длины и массы тела, ЧСС, результатов в челночном беге (Коэффициенты вариации – СВ до 10%). Со средней вариативностью были показатели в прыжках в длину с места, 12-и минутного бега, гибкости (девушки) и подъёма туловища из положения лёжа на спине. Исключительно вариативным был показатель функциональной пробы (49,11%) и гибкости (юноши). У юношей к стабильным показателям относились длина тела и результаты челночного бега. К средне-вариативным относились показатели в прыжках в длину с места, массы тела, 12-и минутного бега и частоты сердцебиений. К исключительно-вариативным относились показатели сгибания и разгибания рук в упоре лёжа (60,12%) и функциональной пробы (36,99). Последние данные характеризуют исключительно большой разброс в тесте сгибания и разгибания рук (4–53). Таким образом, результаты фоновых исследований позволили выявить отклонение в физическом развитии и подготовленности, а также восстанавливаемости ЧСС после функциональной пробы. По итогам исследования были предложены индивидуальные рекомендации по устранению диспропорции в физическом развитии и подготовленности, а также в реакции ЧСС на функциональную пробу. Силовая выносливость рук у юношей находилась в границах ниже удовлетворительных относительно контроля, а у девушек ниже средних значений. Полученные результаты позволяли вносить индивидуальные коррективы в физическое развитие, в физическую подготовленность и функциональное состояние (по ЧСС). Это требовало внесение корректив в режим оздоровительно-восстановительных и коррекционных занятий. Литература 1. Исаев, А.П. Образовательный проект «Валеологический лагерь» / А.П.Исаев, В.В. Ходос, Ю.М. Чернецкий, Н.А. Кирасирова, А.В.Ненашева, А.С. Аминов. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2001. – 88 с. 2. Мацук, М.Г. Физическое воспитание студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем / М.Г.Мацук. – Москва 1978. – 24 с. 3. Харитонов, В.И. Комплексная диагностика и педагогическая коррекция физической подготовленности и состояния учащихся / В.И. Харитонов, Е.Я. Рушанин, Н.М. Семёнова, А.В. Харитонов, В.Г. Харитонова. – Челябинск, 2000. – 60 с. |
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|