ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Мекешкин Е.А., Денисова В.В., Галушевская К.Ю.

 

 Домашняя
Вверх

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИНОТРОПНОЙ ФУНКЦИИ СЕРДЦА УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ – УЧАСТНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ИГРОВОГО ВСЕОБУЧА

Мекешкин Е.А., *Денисова В.В., Галушевская К.Ю.

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

*МОУ СОШ №98 г. Челябинск

 

По оценкам специалистов уровень физического и интеллектуального развития населения нашей страны в последние время снижается. Одним из способов решения данной проблемы может стать увеличение количества занимающихся шахматами, шашками и логическими играми во всех возрастах. Большинство ученых отмечают, что адаптация учащихся к условиям новой среды требует быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. Как показали исследования Института возрастной физиологии РАО, вне зависимости от практикуемых систем обучения большая учебная нагрузка, заложенная в базисном учебном плане, усугубляется дополнительным включением вариативных занятий и становится чрезмерной; следовательно, организм ребенка, обучающегося в школе, подвергается широкому спектру негативных воздействий, снижающих резервы его здоровья [1, 2].

Согласно исследованиям, проведенным А.В. Ненашевой (2001), П.А. Байгужиным (2005), А.Р. Сабирьяновым (2005), М.Н. Прокопьевой (2006), Е.В. Быковым (2008) и рядом других авторов, выявлено, что у 35% учащихся младших классов общеобразовательной школы имеет место напряжение адаптационных механизмов, у 33% выявлены признаки вегетативных нарушений.

Вышесказанное определило цель работы: оценка влияния интеллектуально-информационных нагрузок на нейрогуморальную регуляцию системы кровообращения учащихся младших классов – участников интеллектуально-игрового всеобуча.

В исследовании приняло участие 46 учащихся младшего школьного возраста (2-й класс), занимающихся по программе интеллектуально-игрового всеобуча на базе МОУ СОШ №98 г. Челябинска. Первая группа (основная) – участники всеобуча, вторая группа – сверстники группы контроля. Обследование проведено после зимних каникул (февраль) в первой половине дня, до начала учебных занятий в сции до нагрузки (проба 1) и после нагрузки (выполнение арифметических действий сложения и вычитания, проба 2).

Проведен спектральный анализ показателей ударного объема сердца (УО). В каждом положении за 500 ударов сердца (ЭКГ) автоматически регистрировались абсолютные значения параметров и их вариабельность по методу быстрого преобразования рядов Фурье.

Анализ колебательной активности показателей гемодинамики проведен в четырех диапазонах спектра:

1) ультра низкочастотный диапазон (УНЧ) – до 0,025 Гц (отражает активность метаболической регуляции);

2) очень низкочастотный диапазон (ОНЧ) – 0,025 – 0,075 Гц, отражает активность высших центров вегетативной регуляции; 3. низкочастотный диапазон (НЧ) (0,075 – 0,15 Гц) – отражает активность симпатического отдела ВНС;

4) высокочастотный диапазон (ВЧ) – 0,15–0,5 Гц – влияние парасимпатического отдела ВНС. При расчете величин мощности использовалась фильтрация спектра 60% [8].

Величина УО соответствовала в обеих группах возрастной норме. В исходном положении величина ударного объема колебалась от 39,42±2,23 мл у девочек основной группы (минимальные значения) до 46,20±1,83 мл у мальчиков группы контроля (максимальные значения), что соответствует возрастно-половой норме (табл. 1). Величина ОМС данного показателя была несколько выше (на 20–40%) у мальчиков по сравнению с девочками за счет более выраженной активности гуморально-метаболических факторов и надсегментарного уровня регуляции. В частности, мощность УНЧ-колебаний у мальчиков была выше более чем на 60% (р<0,05).

Нами определено, что и доля колебаний в указанных диапазонах у мальчиков больше на 20–40%. Мощность колебаний, отражающих влияние сегментарных структур ВНС (нервная регуляция инотропной функции сердца), в подгруппах учащихся 2-х классов не имела существенных различий. Однако, доля этих факторов регуляции ударного объема у девочек была выше. Следует также отметить, что суммарный вклад сегментарного уровня регуляции УО был выше, чем надсегментарных структур, за исключением подгруппы мальчиков основной группы.

Влияние умственной нагрузки привело к ряду изменений как самого показателя, так и его мощности (тенденция к снижению), что свидетельствует о напряжении механизмов регуляции инотропной функции, более выраженное в группе контроля: наиболее значимое снижение ОМС было выявлено у мальчиков, а наиболее низкая ее величина сохранялась у девочек (как и в состоянии покоя).

Таблица 1.

Результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ударного объема второклассников в состоянии покоя (1) и после проведения пробы с умственной нагрузкой (2) (M±m)

 

Девочки

Мальчики

Основная

Контрол.

р

Основная

Контрол.

р

УО,

мл

1

39,42±2,23

45,44±3,84

>0,05

43,55±2,17

46,20±1,83

>0,05

2

34,37±1,80

39,13±3,04

>0,05

37,95±1,59

41,17±1,70

>0,05

р

>0,05

>0,05

 

>0,05

<0,05

 

ОМС

усл. ед.

1

23,01±2,53

19,26±2,01

>0,05

27,73±3,14

28,15±4,10

>0,05

2

20,98±2,53

16,23±2,01

>0,05

24,97±2,89

22,32±2,02

>0,05

р

>0,05

>0,05

 

>0,05

<0,05

 

УНЧ

усл. ед.

1

1,87±0,27

1,76±0,41

>0,05

3,29±0,51

3,12±0,40

>0,05

2

1,12±0,28

1,15±0,16

>0,05

2,82±0,42

1,89±0,24

>0,05

р

>0,05

<0,01

 

>0,05

<0,05

 

ОНЧ

усл. ед.

1

7,91±0,98

7,30±0,82

>0,05

11,75±1,37

9,67±1,05

>0,05

2

4,70±0,66

4,45±0,55

>0,05

9,72±1,09

7,19±0,94

>0,05

р

<0,05

>0,05

 

>0,05

>0,05

 

НЧ

усл. ед.

1

9,71±1,12

7,78±0,70

<0,05

9,16±1,28

10,06±2,13

<0,05

2

10,69±1,95

8,28±0,99

>0,05

9,98±1,05

11,77±0,87

>0,05

р

>0,05

>0,05

 

>0,05

>0,05

 

ВЧ

усл. ед.

1

3,53±0,42

2,42±0,27

<0,05

3,67±0,52

5,31±0,69

>0,05

2

4,47±0,55

2,36±0,32

<0,01

2,45±0,43

1,47±0,31

>0,05

р

>0,05

>0,05

 

>0,05

<0,01

 

Было определено, что изменения мощности спектра в различных диапазонах несущественны, но разнонаправленны: тенденция к снижению активности надсегментарных и гуморально-метаболических факторов регуляции сочеталась с повышением мощности колебаний, отражающих роль нервных механизмов, связанных с сегментарными структурами (НЧ- и ВЧ-колебания). Имелись и гендерные различия: у девочек мощность ВЧ-колебаний (а, следовательно, роль парасимпатического отдела ВНС в регуляции УО после умственной нагрузки) больше, чем у мальчиков (р<0,05).

При анализе показателей относительной мощности спектра были установлены различия, связанные как с «возрастным» фактором обследуемых детей, так и со степенью адаптации к умственным нагрузкам. Проведение данной пробы обусловило снижение у большинства детей значимости как метаболических (доля колебаний в УНЧ-диапазоне спектра), так и нейрогуморальных (доля ОНЧ-колебаний) факторов, кроме мальчиков основной группы. В группе мальчиков-шахматистов доля надсегментарных влияний сохранилась боле 50% ОМС, у всех других детей – снизилась до 27–40%. Соответственно, у них значительно повысилась значимость сегментарных структур нервной системы за счет увеличения роли симпатического отдела (повышение доли НЧ-колебаний) и парасимпатического (ВЧ-колебания), но только у девочек обеих групп.

Указанные особенности динамики спектральных характеристик, на наш взгляд, отражают более адаптивный ответ учащихся 1-й группы на предъявленную нагрузку; во 2-й группе перераспределение ОМС в пользу НЧ-колебаний говорит о напряжении регуляторных механизмов инотропной функции.

Представленные фоновые результаты проведенного нами исследования позволяют сформировать базу данных гемодинамических характеристик учащихся, дать в последующем оценку онтогенетических изменений, влияния различного уровня интеллектуально-информационных нагрузок на организм детей и подростков.

Литература

1.  Антропова, М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М.В. Атропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина // Здравоохранение РФ. – 1997. – №3. – С. 29–33.

2.  Сонъкин, В.Д. Теоретические основы физиологии развития / В.Д. Сонъкин // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2004, № 1–2. – С. 360.

3.  Ненашева, А.В. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. биол. наук / А.В. Ненашева. – Челябинск, 2001. – 21 с.

4.  Байгужин, П.А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8–9 лет с различным психотипом: автореф. дис. …канд. биол. наук / П.А. Байгужин. – Челябинск, 2005. – 18 с.

5.  Сабирьянов, А.Р. Структура медленноволновой вариабельности показателей гемодинамики, как интегральная характеристика активности уровней регуляции системы кровообращения у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. …докт. мед. наук / А.Р. Сабирьянов. – Курган, 2005. – 36 с.

6.  Прокопьева, М.Н. Функциональное состояние кардиореспираторной системы детей 6–9 лет при применении оздоровительных технологий: автореф. …дис. канд. мед. наук / М.Н. Прокопьева. – Курган, 2006. – 24 с.

7.  Быков, Е.В. Сравнительная оценка функционального состояния кардиореспираторной системы детей с различным уровнем двигательной активности / Е.В. Быков, М.Н. Прокопьева // Материалы VI Российского научного форума «РеаСпоМед». – М., 2006. – С. 23–24.

8.  Астахов, A.A. Физиологические основы биоимпедансного мониторинга гемодинамики в анестезиологии (с помощью системы «Кентавр»): В 2-х т. / A.A. Астахов. – Челябинск, 1996. – Т. 2 . – 102 с.

 

Работа выполнена при поддержке Гранта МО РФ №4960 (2009 г.)

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 16:50:54 +0500
Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz