ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мекешкин Е.А., Денисова В.В., Галушевская К.Ю.
|
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ИНОТРОПНОЙ ФУНКЦИИ СЕРДЦА УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ УЧАСТНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОИГРОВОГО ВСЕОБУЧА Мекешкин Е.А., *Денисова В.В., Галушевская К.Ю. Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск *МОУ СОШ №98 г. Челябинск
По оценкам специалистов уровень физического и интеллектуального развития населения нашей страны в последние время снижается. Одним из способов решения данной проблемы может стать увеличение количества занимающихся шахматами, шашками и логическими играми во всех возрастах. Большинство ученых отмечают, что адаптация учащихся к условиям новой среды требует быстрого развития мозга, особенно его высших отделов коры больших полушарий. Как показали исследования Института возрастной физиологии РАО, вне зависимости от практикуемых систем обучения большая учебная нагрузка, заложенная в базисном учебном плане, усугубляется дополнительным включением вариативных занятий и становится чрезмерной; следовательно, организм ребенка, обучающегося в школе, подвергается широкому спектру негативных воздействий, снижающих резервы его здоровья [1, 2]. Согласно исследованиям, проведенным А.В. Ненашевой (2001), П.А. Байгужиным (2005), А.Р. Сабирьяновым (2005), М.Н. Прокопьевой (2006), Е.В. Быковым (2008) и рядом других авторов, выявлено, что у 35% учащихся младших классов общеобразовательной школы имеет место напряжение адаптационных механизмов, у 33% выявлены признаки вегетативных нарушений. Вышесказанное определило цель работы: оценка влияния интеллектуально-информационных нагрузок на нейрогуморальную регуляцию системы кровообращения учащихся младших классов участников интеллектуально-игрового всеобуча. В исследовании приняло участие 46 учащихся младшего школьного возраста (2-й класс), занимающихся по программе интеллектуально-игрового всеобуча на базе МОУ СОШ №98 г. Челябинска. Первая группа (основная) участники всеобуча, вторая группа сверстники группы контроля. Обследование проведено после зимних каникул (февраль) в первой половине дня, до начала учебных занятий в сции до нагрузки (проба 1) и после нагрузки (выполнение арифметических действий сложения и вычитания, проба 2). Проведен спектральный анализ показателей ударного объема сердца (УО). В каждом положении за 500 ударов сердца (ЭКГ) автоматически регистрировались абсолютные значения параметров и их вариабельность по методу быстрого преобразования рядов Фурье. Анализ колебательной активности показателей гемодинамики проведен в четырех диапазонах спектра: 1) ультра низкочастотный диапазон (УНЧ) до 0,025 Гц (отражает активность метаболической регуляции); 2) очень низкочастотный диапазон (ОНЧ) 0,025 0,075 Гц, отражает активность высших центров вегетативной регуляции; 3. низкочастотный диапазон (НЧ) (0,075 0,15 Гц) отражает активность симпатического отдела ВНС; 4) высокочастотный диапазон (ВЧ) 0,150,5 Гц влияние парасимпатического отдела ВНС. При расчете величин мощности использовалась фильтрация спектра 60% [8]. Величина УО соответствовала в обеих группах возрастной норме. В исходном положении величина ударного объема колебалась от 39,42±2,23 мл у девочек основной группы (минимальные значения) до 46,20±1,83 мл у мальчиков группы контроля (максимальные значения), что соответствует возрастно-половой норме (табл. 1). Величина ОМС данного показателя была несколько выше (на 2040%) у мальчиков по сравнению с девочками за счет более выраженной активности гуморально-метаболических факторов и надсегментарного уровня регуляции. В частности, мощность УНЧ-колебаний у мальчиков была выше более чем на 60% (р<0,05). Нами определено, что и доля колебаний в указанных диапазонах у мальчиков больше на 2040%. Мощность колебаний, отражающих влияние сегментарных структур ВНС (нервная регуляция инотропной функции сердца), в подгруппах учащихся 2-х классов не имела существенных различий. Однако, доля этих факторов регуляции ударного объема у девочек была выше. Следует также отметить, что суммарный вклад сегментарного уровня регуляции УО был выше, чем надсегментарных структур, за исключением подгруппы мальчиков основной группы. Влияние умственной нагрузки привело к ряду изменений как самого показателя, так и его мощности (тенденция к снижению), что свидетельствует о напряжении механизмов регуляции инотропной функции, более выраженное в группе контроля: наиболее значимое снижение ОМС было выявлено у мальчиков, а наиболее низкая ее величина сохранялась у девочек (как и в состоянии покоя). Таблица 1. Результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ударного объема второклассников в состоянии покоя (1) и после проведения пробы с умственной нагрузкой (2) (M±m)
Было определено, что изменения мощности спектра в различных диапазонах несущественны, но разнонаправленны: тенденция к снижению активности надсегментарных и гуморально-метаболических факторов регуляции сочеталась с повышением мощности колебаний, отражающих роль нервных механизмов, связанных с сегментарными структурами (НЧ- и ВЧ-колебания). Имелись и гендерные различия: у девочек мощность ВЧ-колебаний (а, следовательно, роль парасимпатического отдела ВНС в регуляции УО после умственной нагрузки) больше, чем у мальчиков (р<0,05). При анализе показателей относительной мощности спектра были установлены различия, связанные как с «возрастным» фактором обследуемых детей, так и со степенью адаптации к умственным нагрузкам. Проведение данной пробы обусловило снижение у большинства детей значимости как метаболических (доля колебаний в УНЧ-диапазоне спектра), так и нейрогуморальных (доля ОНЧ-колебаний) факторов, кроме мальчиков основной группы. В группе мальчиков-шахматистов доля надсегментарных влияний сохранилась боле 50% ОМС, у всех других детей снизилась до 2740%. Соответственно, у них значительно повысилась значимость сегментарных структур нервной системы за счет увеличения роли симпатического отдела (повышение доли НЧ-колебаний) и парасимпатического (ВЧ-колебания), но только у девочек обеих групп. Указанные особенности динамики спектральных характеристик, на наш взгляд, отражают более адаптивный ответ учащихся 1-й группы на предъявленную нагрузку; во 2-й группе перераспределение ОМС в пользу НЧ-колебаний говорит о напряжении регуляторных механизмов инотропной функции. Представленные фоновые результаты проведенного нами исследования позволяют сформировать базу данных гемодинамических характеристик учащихся, дать в последующем оценку онтогенетических изменений, влияния различного уровня интеллектуально-информационных нагрузок на организм детей и подростков. Литература 1. Антропова, М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М.В. Атропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина // Здравоохранение РФ. 1997. №3. С. 2933. 2. Сонъкин, В.Д. Теоретические основы физиологии развития / В.Д. Сонъкин // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 12. С. 360. 3. Ненашева, А.В. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. биол. наук / А.В. Ненашева. Челябинск, 2001. 21 с. 4. Байгужин, П.А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 89 лет с различным психотипом: автореф. дис. канд. биол. наук / П.А. Байгужин. Челябинск, 2005. 18 с. 5. Сабирьянов, А.Р. Структура медленноволновой вариабельности показателей гемодинамики, как интегральная характеристика активности уровней регуляции системы кровообращения у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. докт. мед. наук / А.Р. Сабирьянов. Курган, 2005. 36 с. 6. Прокопьева, М.Н. Функциональное состояние кардиореспираторной системы детей 69 лет при применении оздоровительных технологий: автореф. дис. канд. мед. наук / М.Н. Прокопьева. Курган, 2006. 24 с. 7. Быков, Е.В. Сравнительная оценка функционального состояния кардиореспираторной системы детей с различным уровнем двигательной активности / Е.В. Быков, М.Н. Прокопьева // Материалы VI Российского научного форума «РеаСпоМед». М., 2006. С. 2324. 8. Астахов, A.A. Физиологические основы биоимпедансного мониторинга гемодинамики в анестезиологии (с помощью системы «Кентавр»): В 2-х т. / A.A. Астахов. Челябинск, 1996. Т. 2 . 102 с.
Работа выполнена при поддержке Гранта МО РФ №4960 (2009 г.)
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|