ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МалозёмовО.Ю., Плещеев А.М.
|
Физическая культура в социально-адаптивном аспекте формирования здоровья учащихся О.Ю. Малозёмов, А.М. Плещёв Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург malozemov196@mail.ru Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск
Одним из главных здоровьесберегающих факторов заслуженно признаётся физическая культура личности, поскольку основной эволюционно выработанный способ преодоления психоэмоционального стресса реализуется через движение. Более того, через весь всемирный историко-образовательный процесс ведущим и интегративным компонентом формирования здоровья проходит физическая подготовка детей и молодёжи, идея психофизического совершенствования личности. Тем не менее, в адаптационной концепции здоровья общеразвивающую роль физической культуры сужают до улучшения только физической (соматической) составляющей здоровья, а духовно-нравственные и социально-психологические стороны феномена здоровья отдаются на формирование другим сферам системы образования. Выделим лишь некоторые аспекты физкультурной деятельности, относящиеся к её социально-психологической адаптивной специфике. 1. Для современного молодого человека принципиальное значение имеют новые механизмы социальной адаптации, реализуемые через творчество. Поэтому в развитии адаптационной концепции мы считаем оправданным выделение в качестве основы здорового образа жизни − творчество. Сферу физической культуры можно отнести к одной из основных по показателю проявлений в ней творческих возможностей молодёжи. Неспроста в последнее время возникло столько инновационных видов спорта, двигательной активности, нетрадиционных оздоровительных практик и пр. Сама физкультурно-оздоровительная деятельность – это задача «открытого» типа, «предполагающая по своей сути полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов» (Л.Ф.Обухова, С.М.Чурбанова, 1994, с.17). Для развития креативности личности учащегося данные требования, предъявляемые к социальной среде, являются основными. 2. Поскольку сфера физической культуры обширна, то учащиеся могут самостоятельно и достаточно легко решать проблему выбора своего места и роли в ней с помощью поисковой активности. Но выбор – это одна из фундаментальных категорий бытия, следовательно, и здоровья, поскольку здоровье − производное бытия. Такие широкие возможности имеются далеко не во всех сферах жизнедеятельности в отличие от физкультурной, которая обусловлена не только культурой, но и врождённой способностью и потребностью в двигательной активности. Отсутствие же выбора почти всегда завершается личностными здоровьезатратными проблемами экзистенциального плана. 3. Средствами физической культуры лучше дифференцируются и воспитываются гендерные роли учащихся. Половая принадлежность и полоролевая идентификация биологически регламентирована и достаточно жёстко определяет стиль восприятия, реагирования, адаптации и даже мышления. За счёт сущностного разнообразия физкультурно-оздоровительной деятельности гораздо лучше учитывается смена парадигм в восприятии здоровья: отход от мужской модели и переход к гендерно-сравнительной. Физическая культура, безусловно, может являться средством гендерной социализации. С помощью подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, ориентации на предпочитаемые виды двигательной активности учащихся закрепляются модели поведения и личностные качества, формирующие гендер. Более того, посредством двигательной деятельности человек открывает физическую культуру не столько для себя, сколько открывает себя в мире физической культуры. От своевременности и полноты сформированности психологических черт мужественности-женственности во многом зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определённость установок, что определяет в будущем эффективность общения с людьми, отношений в семье и коллективе (Е.П.Ильин, 1990). 4. Физкультурная деятельность благодатна для формирования культуры общения, а человек не может существовать вне культуры. Более того, индивид, не освоивший культурные модели поведения, сам становится проблемой для окружающих (Г.С.Никифоров, 2003). Групповые виды физкультурной деятельности, с известной долей допустимости, можно включить в список психокоррекционных методов. Так, М.Лэкин (1972) выделил шесть процессов, являющихся, по его мнению, общими для психокоррекционных групп: 1) облегчение выражения эмоций; 2) порождение ощущения принадлежности к группе; 3) обязательность самораскрытия; 4) опробование новых видов поведения; 5) санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений и 6) разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой. Эти процессы применимы и в нашем контексте. С позиций коррекционной педагогики и психологии школьная спортивная команда, учебно-тренировочная группа является малой группой, в которой учащиеся находят новых друзей, учатся выстраивать социальные отношения (Л.И.Лубышева, 2003). Кроме того, занятия физической культурой и спортом являются одними из основных социально приемлемых способов управления агрессией. 5. В физкультурно-оздоровительной деятельности, на наш взгляд, наиболее гармонично решается проблема диалектической взаимообусловленности общения и обособления личности, которая фиксировалась многими философами. В данной деятельности достаточно легко находятся способы и условия адекватного обособления личности в целях развития её творческой индивидуальности. Например, можно считать, что молодёжная мода на различные инновационные виды двигательной деятельности является тем уравновешивающим элементом между общением и обособлением. Отметим также, что на когнитивном и эмоционально-оценочном уровне большинству небезинтересны сведения о нетрадиционных способах оздоровления (многие из которых двигательно ориентированы), рекорды и возможности человеческого организма, выдающиеся спортивные результаты, феноменология выживания и самооздоровления в критических ситуациях и пр. Разумеется, что не каждый способен на такие формы и степень обособления, но проявление своей индивидуальности в двигательной сфере можно считать одним из самых адекватных и социально приемлемых способов обособления. 6. Известно, что деформации в структуре общения изначально формируются во «вплетённом» в предметную деятельность общении, а компенсаторное (уравновешивающее) значение относительно их (деформаций) приобретают всевозможные проявления «общения ради общения». Поэтому, общение в физкультурно-оздоровительной сфере, когда нравится сама деятельность, можно считать компенсаторным. Однако, важно, чтобы данная деятельность не переходила за грань гипертрофированной аутокоммуникации. 7. На базе физкультурной деятельности выявляются особенности онтогенеза как формы проявления общих закономерностей. Более того, данная деятельность влияет на особенности онтогенеза. Это важно в связи с тем, что есть мнения о не полной сформированности теории индивидуального развития. Способности всегда несут печать индивидуальности. По мнению Н.С.Лейтеса (1985) индивидуальные различия по способностям – это различия по степени их выраженности, по их своеобразию. Наличие же индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека преимущественно развиваются те двигательные способности, склонностью к которым он обладает. Следовательно, в сфере физического воспитания имеется возможность способствовать и социализации, и индивидуализации учащихся в соответствие с проявляемыми ими в двигательной деятельности типологическими особенностями. 8. Физкультурная деятельность является значимым фактором восприятия себя в мире. Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических и ритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности, темпе, скорости, ритме, а также о поверхности и весе, о возможностях собственного тела и личности. 9. Поскольку личность не может находиться в состоянии абсолютной удовлетворённости, то элементы неудовлетворённости, стимулируют активность человека и являются источником саморазвития личности (В.Е.Дружинин, 2002). Психофизическая сущность человека постоянно изменяется, а изменения соматического состояния без специальных усилий происходят только в худшую сторону − человек стареет. Поэтому со стороны телесности всегда имеется элемент неудовлетворённости, следовательно, тело является источником саморазвития личности. Именно поэтому, физкультурно-оздоровительная деятельность по своей сути является саморазвивающей, а значит приносящей удовлетворение. 10. С помощью физкультурной деятельности возможно преодоление отрицательной направленности личности. Опыт практической работы многих известных педагогов (прошлого и современности) с молодыми людьми, имеющими девиантное поведение, педагогически и социально запущенными, говорит о том, что включение последних в режим регулярной сбалансированной физкультурно-спортивной деятельности значительно снижает риск здоровьезатратного развития личности. Наконец, физкультурное воспитание, как общественное явление, характеризуется основными чертами, выражающими сущность любого воспитания. Воспитание необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определённым образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни. Следовательно, физическая культура личности учащегося должна быть востребована в жизненных реалиях, в противном случае она становится для большинства молодых людей неинтересной и мотивационно недоступной. «Найдя» же себя в физкультурно-оздоровительной деятельности, человек, как правило, не желает расставаться с ней при любых жизненных коллизиях, поскольку она помогает лучше выполнять социальные функции, иметь хорошее самочувствие, успех и т.п., то есть является в конечном итоге социально адаптирующим фактором. |
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|