ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Кокорева Е.Г., Гурова Е.В., Долгова Р.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО

РИТМА У ДЕТЕЙ 7–10 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Е.Г. Кокорева, Е.В. Гурова, Р.А. Долгова

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

 

Лица с сенсорными нарушениями в любом возрасте зачастую вынуждены выполнять работу локального характера. Известно, что длительная работа локального характера вызывает неблагоприятные морфофункциональные изменения в организме [2, 3]. Изменение характера афферентации у лиц с сенсорными нарушениями может служить одной из причин изменения их двигательной активности, работоспособности. Отмечены, например особенности реакций организма на локальную мышечную деятельность у детей школьного возраста с нарушением зрительной функции [4,5], по сравнению со здоровыми. Для научного обоснования применения средств психофизического оздоровления необходимо всестороннее изучение особенностей возрастного развития таких детей.

Цель данного исследования заключалась в изучении регуляции сердечного ритма при локальной мышечной работе у детей 7–10 с нарушением слуха.

Обследовали детей школы-интерната г. Челябинска. Нарушения слуха составили нейросенсорная тугоухость III и IV степени. Испытуемые выполняли статическое усилие на кистевом динамометре, равное 1/3 от максимального до отказа (то есть до невозможности удерживать заданное усилие). До, во время и после работы регистрировали ЧСС, АД по Короткову, кардиоинтервалограмму с последующим расчетом статистических показателей сердечного ритма по Р.М. Баевскому [1].

У здоровых и испытуемых с сенсорными нарушениями выявлены определенные различия в структуре сердечного ритма (СР). Так, у здоровых детей в возрастном периоде с 7 до 10 лет наблюдали постепенное увеличение показателя моды, в то время как показатель вариационного размаха с возрастом практически не изменялся (рис. 1). На фоне снижения показателей АМо и ИН у мальчиков выявлено незначительное увеличение их в 9 лет, а у девочек – в 8 лет. Достоверные изменения показателей структуры сердечного ритма выявились моды – с 8 лет, а амплитуды моды и индекса напряжения – с 7 лет.

                                                   А

                                                   Б

Рис. 1 Возрастные изменения показателей моды и индекса напряжения у мальчиков с нарушением слуха в покое и после локальной нагрузки: А – показатели моды, Б – показатели индекса напряжения; З – здоровые, НС – дети с нарушением слуха; * – достоверные различия с показателями

 

Таким образом, анализ структуры сердечного ритма у здоровых людей школьного возраста выявил однонаправленные изменения структуры сердечного ритма, свидетельствующие об усилении парасимпатических и снижении активности центральных симпатических воздействий.

У школьников 7–10 лет с нарушением слуха также выявили неравномерные изменения структуры сердечного ритма с возрастом (рис. 1). Так, на фоне постепенного увеличения показателей Мо и ΔХ с возрастом, у детей 8 лет, как у мальчиков, так и у девочек происходило снижение этих показателей. В то время как показатели АМо и ИН с возрастом неравномерно уменьшались, у детей 8 лет, значения этих показателей также увеличивались. Достоверные изменения показателей отмечали с 9 лет.

У детей с нарушением слуха в каждой возрастной группе по сравнению со здоровыми детьми значения моды были значительно ниже, а индекса напряжения были значительно выше, чем у здоровых сверстников,  значения же показателей вариационного размаха и амплитуды моды значительно не отличались от таковых показателей у здоровых детей. У детей с нарушением слуха с возрастом, также как у здоровых детей, наблюдалось снижение активности центральных, симпатических и усиление парасимпатических, автономных влияний на сердце. Однако достоверные изменения Мо происходили у детей с нарушением слуха позже, чем у здоровых детей, т.е. с 9 лет, а АМо – также с 7 лет.

Наши исследования выявили гетерохронный характер возрастных изменений механизмов регуляции сердечного ритма у здоровых детей и детей с нарушением слуха, основу которого составляют неравномерные морфофункциональные изменения происходящие в организме.

Известно, что ограничение одного сенсорного потока приводит к повышению активности других сенсорных систем, а также вегетативных функций.

Выявленный нами высокий уровень активности центральных механизмов регуляции сердечного ритма у детей с нарушением слуха может привести к нарушениям межкорковых взаимоотношений и обосновывает необходимость ранней коррекции психофизического состояния.

Судя по данным структуры сердечного ритма, возраст 8 лет у детей с нарушением слуха можно считать критическим периодом в функциональном состоянии сердца. Поэтому в этом возрасте следует назначать физические нагрузки и коррекционные воздействия с учетом функционального состояния сердца.

Литература

1. Баевский, Р.М. Методики оценки функционального состояния  организма  человека / Р.М. Баевский, Ю.А. Кукушкин // Медицина труда и промышленная экология. – 1995. – № 3. – С. 30–34.

2. Гамбашидзе, Г.М. Функциональное состояние человека при монотонной деятельности с различной физической нагрузкой / Г.М. Гамбашидзе, В.И. Тхоревский, Е.Г. Ямпольская // Гигиена труда и профзаболевания. 1985. – № 6. – С. 5–9.

3. Донская, Л.В. Локальные мышечные нагрузки как проблема физиологии труда / Л.В. Донская // Успехи физиол. наук. 1979. –Т. 10. – № 1. – С. 85–92.

4. Пястолова, Н.Б. Регуляция сердечного ритма у детей с нарушением зрительной функции / Н.Б. Пястолова, Е.Г. Кокорева // Инжиниринг в медицине. Колебательные процессы гемодинамики. Пульсация и флюктуация сердечно - сосудистой системы: Сб. науч. трудов II науч. - практ. конф. и I Всеросс. симпозиума. –  Миасс: УГМАДО, 2000. – С. 129–132.

5. Попова, Т.В. Механизма адаптационно-компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева, С.А. Курамин // XХ Съезд Всероссийского физиол. об-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2007. – С. 271.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 16:45:47 +0500
Хостинг от uCoz