ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Байгужин П.А.
|
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ П.А. Байгужин Челябинский государственный университет, г. Челябинск polevoi-doca@mail.ru
Деятельность студентов связана с периодическим, относительно длительным воздействием (или его ожиданием) пороговых значений социальных, экологических, информационных, гигиенических факторов [1], которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физиологических и психических функций, что проявляется в снижении эффективности учебной деятельности [3, 5]. Наиболее характерным психофизиологическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов, является ментальный стресс [3, 4]. Известно, что стрессовое состояние характеризуется напряжением регуляторных систем, мобилизацией функциональных резервов. Принимая во внимание особенности, характеризующие умственную нагрузку, можно свидетельствовать о наличии специфических реакций организма на ее содержание. Цель исследования: выявление особенностей кардиоинтервалометрии, проявляющихся в динамике выполнения студентками умственной нагрузки. Методика. В обследовании на добровольной основе принимали участие 27 студенток дневного отделения третьего курса обучения. Изучение влияния умственной нагрузки на механизм регуляции сердечно-сосудистой системы проводилось в условиях экзаменационной ситуации и модели нагрузки. Условия проведения обследования (исключение контакта с преподавателем, индивидуальная работа, субъективно комфортные условия деятельности), а также параметры нагрузки в обоих случаях идентичные. Анализ ответной реакции организма на влияние умственной нагрузки осуществлен на основе данных, полученных с помощью метода кардиоинтервалографии (КИГ). При анализе использовали следующие показатели ВРС: SDNN (мс), М (с), ВР (с), ИН (у.е.). Регистрация электрокардиограммы (ЭКГ, в первом стандартном отведении в положении сидя) осуществлялась непосредственно до, во время и после проведения умственной нагрузки, выполняемой испытуемыми в течение 40 минут. Оригинальным методологическим подходом к оценке реакции организма на влияние умственной нагрузки считаем представление параметров КИГ в динамике семи периодов, в каждом из которых 100 RR-интервалов. Из них, 1–3 периоды включают время непосредственно до нагрузки, 4 – на 15–20-й минуте тестирования и 5–7 – непосредственно после нагрузки. В связи с тем, что в анализе модельной ситуации отсутствует четвертый период комплекса RR-интервалов, нами предложен вариант тенденции, условно соединяющий значения третьего и пятого периодов. Уровень достоверности различий показателей КИГ в динамике изучаемого периода определяли с помощью критериев U - Манна - Уитни и T - Вилкоксона. Результаты и их обсуждение. Анализируемые показатели ВРС в целом отражают реакцию активации парасимпатического отдела ВНС на предложенную нагрузку, как в случае экзамена, так и в условиях модели. Ряд авторов указывают на возможность данного варианта срочного ответа со стороны ВНС и объясняют его с одной стороны, зависимостью от характера экстремального фактора, с другой – психофизиологической подготовленностью [1], психотипом [7]. Развивая представленные выше положения, следует указать на особенности вегетативной регуляции ВРС которые, вероятно, имеют непрямолинейную зависимость вегетативных изменений от времени действия стресс-фактора. Анализ показателей кардиоинтервалометрии в динамике, позволяет считать, что учет временных характеристик, равно как и интенсивность нагрузки, обусловленная значимостью полезного результата для обследуемого, являются определяющими в изучении срочных адаптивных эффектов. Так, за пять минут (три периода) до начала выполнения нагрузки не зависимо от ее типа, констатировали активацию симпатического отдела ВНС. Однако уже к 15–20-ой минуте выполнения нагрузки отмечается включение механизмов парасимпатической регуляции (p<0,001 по отношению к показателям первого периода). Такая реакция, вероятно, является компенсаторной рефлекторной реакцией на повышение артериального давления – с одной стороны, с другой – результатом активации церебральных эрготропных структур и гуморально-метаболических влияний на ритм сердца. Учитывая организацию системы причинно-следственных связей возникновения ментального стресса (умственная нагрузка – восприятие – активация церебральных структур – вегетативная реакция), следует дифференцировать варианты достижения полезного результата деятельности. Последний, по мнению Машина В.А. (2007), достигается на фоне определенных функциональных классов состояния психической напряженности [4], обусловленных мотивацией достижения значимого результата. Постнагрузочный этап исследования (5–7 периоды) характеризуется выраженным парасимпатическим влиянием на ритм сердца. Однако, выявлены достоверно значимые различия изучаемых показателей у студенток в зависимости от типа умственной нагрузки. Так, в ситуации экзамена тонус парасимпатического отдела ВНС несколько снижен, по сравнению с ситуацией модели умственной нагрузки (p<0,01). Выявленный О.В. Байгужиной (2008), в ситуации экзамена относительно низкий тонус ВНС (по SDNN), характеризует состояние психического напряжения, рассматриваемое как состояние готовности. В ситуации же модели, уже к шестому периоду регистрировались сравнительно высокие показатели SDNN (p<0,01), свидетельствующие об эмоциональном возбуждении, отражающем состояние мобилизации [2, 4]. Исходя из выше указанного, можно заключить, что при выявлении адаптационных изменений как формы проявления ментального стресса, целесообразна регистрация показателей вегетативных функций в режиме реального времени. При этом, следует принципиально учитывать зависимость полученных результатов исследования срочных адаптивных реакций организма от типа умственной нагрузки (ситуации модели и экзамена). В целом, выявленные особенности срочной адаптации вегетативной нервной системы организма студенток наглядно отражают алгоритм формирования функциональной системы [5, 6], обеспечивающей напряженную когнитивную деятельность студенток (рис.): афферентный синтез поступающей информации → принятие решения с одновременным построением модели ожидаемого результата – акцептора результатов действия (первый – третий периоды) → реальное осуществление решения в действии (четвертый период) → организация обратной связи, за счет которой происходит сличение прогноза и полученных результатов действия (пятый – седьмой периоды). Литература 1. Агаджанян, Н.А. Сравнительная характеристика особенностей реакции организма на воздействие различных экстремальных факторов / Н.А. Агаджанян, А.В. Блытов, Т.Е. Батыцеренова // Экология человека. – М., 2004. – № 2. – С. 3–7. 2. Байгужина, О.В. Роль механизмов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы организма в формировании срочного ответа на действие стрессовой ситуации / О.В. Байгужина // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 18–21 февраля 2008 г.: В 2 тт. Т. 1. – Волгоград: Волгоградское научное изда-во, 2008. – С 304–307. 3. Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. 4. Машин, В.А. Психическая нагрузка, психическое напряжение и функциональное состояние операторов систем управления / В.А. Машин // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 86–96. 5. Судаков, К.В. Системная интеграция функций человека: новые подходы к диагностике и коррекции стрессорных состояний / К.В. Судаков // Вестник РАМН. – М., 1996. – № 6. – С. 15–25. 6. Шибкова, Д.З. Фактор связи – основа жизнеспособности биологических систем / Д.З. Шибкова, О.Г. Андреева, Н.В. Ефимова, А.В. Аклеев // Вестник Челябинского Педагогического Университета. Серия 4. Естественные науки. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – № 4. – С. 80–90. 7. Щербатых, Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю.В. Щербатых // Журнал ВНД. – М.,2000. – Т. 50, – № 6. – С. 959–965.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|