ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Гурова Е.В., Кокорева Е.Г.

 

 Домашняя
Вверх

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

Е.В. Гурова, Е.Г. Кокорева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Современное состояние экологии и социально-общественных отношений провоцируют прогрессивное снижение уровня психофизического состояния и психосоматического здоровья населения. В первую очередь, вызывает опасение увеличение количества детей, имеющих функциональные нарушения со стороны различных систем организма. Нарушения зрения занимают в перечне заболеваемости одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при влиянии  неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением развития, например с патологией зрения. Существует точка зрения, что данному контингенту нужно снижать двигательную активность по сравнению со здоровыми детьми. Известно, однако, что любая степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, снижает функциональные резервы организма и устойчивость к заболеваниям. Представляется целесообразной разработка оптимумов двигательных режимов, которые в сочетании с коррекционными упражнениями для глаз могли бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для слабовидящих детей. У детей с патологией зрения существуют определенные компенсаторные механизмы, позволяющие сохранить оптимальный уровень физического развития и функций, которые по-разному проявляются в различные возрастные периоды. За счет механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста показатели физического развития мало отличаются от показателей здоровых сверстников. Однако, у детей среднего школьного возраста с патологией зрения большинство показателей были ниже, чем у здоровых, что свидетельствует о снижении функциональных резервов, по-видимому, за счёт истощения механизмов адаптации. Поэтому особо остро проблема нарушения зрения встаёт в школьном возрасте. В настоящее время наблюдается возрастание учебной нагрузки, накладывающей отпечаток как на эмоционально-психологическую сферу ребёнка, так и на его физическое развитие.

Можно предположить, что применение комплекса оздоровительных мероприятий, включающего специальные гимнастики в виде: занятий адаптивной физической культурой (АФК), дыхательной гимнастики, глазодвигательных упражнений, упражнений на расслабление, упражнений, направленных на профилактику утомления зрения у детей среднего школьного возраста, будет способствовать нормализации функций зрения и улучшению общего физического состояния школьников.

Перед началом исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить влияние комплекса оздоровительных мероприятий на функциональное состояние зрения детей среднего школьного возраста на основе анализа результатов исследования остроты зрения и запаса относительной аккомодации.

2. Изучить влияние комплекса оздоровительных мероприятий на функциональное состояние зрения детей среднего школьного возраста  на основе анализа результатов исследования угла косоглазия.

3. Изучить влияние комплекса оздоровительных мероприятий на уровень физического развития детей среднего школьного возраста  на основе анализа результатов исследования адаптации к физическим нагрузкам, используя пробу Мартине-Кушелевского.

Можно отметить, что более широкое распространение адаптивная физическая культура получила при миопии, синдроме быстрого утомления, а также заболеваниях, связанных с патологией рефракции или с отклонением зрительной оси (косоглазие). Следует заметить, что чем младше ребёнок, тем выше эффективность применения упражнений. У близоруких детей, имеющих одновременно различные нарушения опорно-двигательного аппарата, применение АФК обязательно. Чем меньше степень нарушения, тем выше эффективность применяемых методов.

Целью занятий является стабилизация функционального состояния органа зрения, улучшение остроты зрения, снижение темпов прогрессирования заболевания. Исследования проводились на базе кабинета ЛФК и кабинета охраны зрения муниципальной санаторно-лесной школы имени Ю.А. Гагарина в течение 2007–2008 года.

Для проведения исследования нами были выбраны дети в возрасте 11–13 лет, отдыхающие и проходящие лечение в МСЛШ им. Ю. А. Гагарина, относящиеся ко второй и третьей медицинской группе. Все обследованные дети были отнесены к основной или контрольной группе. Основная группа (7 человек) принимала:

1) Офтальмологическое лечение на аппаратах (индивидуальное назначение врача-офтальмолога): офтальмотерапевтический аппарат СПЕКЛ, «АСИР» (аппарат визуальной цветоимпульсной стимуляции), аппарат вакуумного массажа офтальмологического АВМО;

2) Упражнения для улучшения зрения по 30 мин., № 20, ежедневно;

3) Адаптивная физическая культура по 45 мин., № 10, через день.

Контрольная группа (7 человек) принимала:

Офтальмологическое лечение на аппаратах (индивидуальное назначение врача-офтальмолога).

Для адекватного анализа эффективности проведенных мероприятий были использованы следующие методы диагностики:

1) Исследование остроты зрения при помощи таблиц Снеллера;

2) Исследование угла косоглазия на синоптофоре;

3) Исследования запаса относительной аккомодации;

4) Исследование функциональных показателей кардиореспираторной системы проводилось в виде: пробы Мартинэ-Кушелевского (Матаев С.И. с соавт., 2000).

Результаты исследования остроты зрения детей 11–13 лет основной (1) и контрольной (2) групп при поступлении в санаторную школу и через 21 день (в диоптриях) приведены в табл. 1.

Как видно из приведенных данных в таблице 1, у детей среднего школьного возраста, поступивших на лечение в муниципальную санаторно-лесную школу имени Ю.А. Гагарина отмечается понижение зрения: в основной группе (1) – правый глаз 0,51±0,08 дптр, левый глаз – 0,62±0,07 дптр, в контрольной группе – правый глаз – 0,53±0,09 дптр, левый глаз – 0,61±0,08 дптр. Это сос-

 

Таблица 1.

Результаты исследования остроты зрения детей 11–12 лет основной (1) и контрольной (2) групп при поступлении в санаторную школу и через 21 день (в диоптриях)

При поступлении
Через 21 день

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

Правый глаз

(VOD)

Левый глаз

(VOS)

Правый глаз

(VOD)

Левый глаз

(VOS)

Правый глаз

(VOD)

Левый глаз

(VOS)

Правый глаз

(VOD)

Левый глаз

(VOS)

0,51±

0,08

0,62±

0,07

0,53±

0,09

0,61±

0,08

0,40±

0,08*

0,55±

0,07*

0,50±

0,08

0,58±

0,06

* Достоверность различий на уровне p<0.05.

 

тояние характеризуется как средняя и высокая степень миопии. В результате проведения комплекса оздоровительных мероприятий наблюдалось снижение степени миопии в основной группе – правый глаз – с 0,51±0,08 дптр до 0,40±0,08 дптр, левый глаз – с 0,62±0,07 дптр до 0,55±0,07 дптр,  в контрольной группе – правый глаз с 0,53±0,09 дптр до 0,50±0,08 дптр, левый глаз с 0,61±0,08 дптр до 0,58±0,06 дптр. В основной группе изменения были достоверно выше, чем в контрольной. Состояние зрения в основной группе можно определить как миопию средней степени.

Результаты исследования запаса относительной аккомодации (ЗОА) детей 11–12 лет основной (1) и контрольной (2) групп при поступлении в санаторную школу и через 21 день представлены на рис. 1, 2.

Рис. 1. Результаты исследования запаса относительной аккомодации детей основной группы при поступлении в школу и через 21 день.

Рис. 2. Результаты исследования запаса относительной аккомодации детей контрольной группы при поступлении в школу и через 21 день.

 

Как видно на рисунке 1, до проведения курса оздоровительных мероприятий запас относительной аккомодации у детей основной группы составлял от –1,5 до +2,29 единиц, через 21 день границы этого показателя расширились до следующих параметров: –2,85+2,92 единиц.

Как видно на рисунке 2, до проведения курса оздоровительных мероприятий запас относительной аккомодации у детей контрольной группы составлял от –2 до +2,64 единиц, через 21 день границы этого показателя расширились до следующих параметров: –2,42+2,92 единиц. Анализ значений запаса относительной аккомодации позволяет сделать вывод о достоверном увеличении показателей у детей основной и контрольной групп в течение обследуемого периода по сравнению с исходными данными. Но достоверных различий в показателях между основной и контрольной группами не наблюдается, что можно объяснить небольшим временем применения комплекса занятий.

Результаты исследования угла косоглазия 11–12 лет основной (1) и контрольной (2) групп при поступлении в санаторную школу и через 21 день в градусах представлены в табл. 2. Объективный угол равен субъективному.

Таблица 2.

Результаты исследования угла косоглазия детей 11–12 лет основной (1) и контрольной (2) групп при поступлении в санаторную школу и через 21 день в градусах

При поступлении
Через 21 день

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

4,14±0,35

4,28±0,62

2,86±0,25*

3,86±0,54

* Достоверность различий на уровне p<0.05.

 

Анализ значений углов косоглазия у детей основной группы до начала применения комплекса оздоровительных мероприятий составлял 4,14±0,35º, через 21 день произошли достоверные изменения, и угол косоглазия изменился до 2,86±0,25º. Анализ значений углов косоглазия у детей контрольной группы до начала применения комплекса оздоровительных мероприятий составлял 4,28±0,62º, через 21 день произошли достоверные изменения, и угол косоглазия изменился до 3,86±054º. Между показателями угла косоглазия у детей основной и контрольной групп имеются достоверные различия (p<0,05), что подтверждает эффективность применяемого оздоровительного комплекса.

Для исследования функциональных показателей ССС применялась проба Мартинэ-Куше-левского (рис. 3). Исходные показатели времени восстановления гемодинамических характеристик (основная группа – 4,11±0,32 мин, контрольная группа – 4,32±0,61 мин) свидетельствуют о недостоверном различии между показателями в группах.

 

Рис. 3. Показатели времени восстановления показателей частоты сердечных сокращений у детей основной и контрольной групп среднего школьного возраста с патологией зрения после применения пробы Мартине-Кушелевского.

 

В результате применения комплекса оздоровительных технологий показатели времени восстановления гемодинамических характеристик после нагрузки в основной группе составляют 3,41±0,13 мин, а в контрольной 4,11±0,35 мин.

Конечные показатели  свидетельствуют о том, что адаптационные характеристики сердечно-сосудистой системы у детей в основной группе значительно выросли и  стали достоверно выше (p<0,05), чем в контрольной.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. У детей среднего школьного возраста, поступивших на лечение в муниципальную санаторно-лесную школу имени Ю.А. Гагарина отмечается понижение зрения в виде средней и высокой степени миопии. В результате проведения комплекса оздоровительных мероприятий наблюдалось снижение степени миопии в основной группе до средней. Изменения степени миопии у детей контрольной достоверно ниже.

2. Анализ значений запаса относительной аккомодации позволяет сделать вывод о достоверном увеличении показателей у детей основной и контрольной групп в течение обследуемого периода по сравнению с исходными данными. Но достоверных различий в показателях между основной и контрольной группами не наблюдается, что можно объяснить небольшим временем применения комплекса оздоровительных технологий.

3. Анализ значений углов косоглазия у детей основной и контрольной групп свидетельствует о достоверных изменениях угла косоглазия. Между показателями детей основной и контрольной групп имеются достоверные различия (p<0,05), что подтверждает эффективность применяемого оздоровительного комплекса.

4. За период проведения исследования в результате применения комплекса оздоровительных технологий показатели времени восстановления гемодинамических характеристик после нагрузки в основной группе составляют 3,41±0,13 мин, а в контрольной 4,11±0,35 мин. Конечные показатели свидетельствуют о том, что адаптационные характеристики сердечно-сосудистой системы у детей в основной группе значительно выросли и  стали достоверно выше (p<0,05), чем в контрольной.

Таким образом, цель нашего исследования – выявление эффективности применения комплекса оздоровительных мероприятий, включающего специальные виды гимнастики, направленные на повышение остроты зрения, увеличение уровня физического развития,  профилактику утомления зрения у детей среднего школьного возраста с патологией зрения достигнута.

Уровень физического развития и острота зрения, по результатам исследования, детей 11–13 лет, с нарушением зрения, проходивших реабилитацию с применением комплекса оздоровительных мероприятий, включающего занятия АФК, дыхательную гимнастику, глазодвигательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения, направленные на профилактику утомления зрения, достоверно выше, чем у детей контрольной группы.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 12.11.2009 15:12:52 +0500
Хостинг от uCoz