ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гензе А.О.
|
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ А.О. Гензе Ижевская государственная медицинская академия, г. Ижевск anna_genze@mail.ru
Адекватный возрасту уровень ДА, правильный выбор режима физических нагрузок являются мощными факторами профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей, факторами физиологической адаптации ребёнка к учебным и физическим нагрузкам, особенно в начальных классах школы [3,4]. Одним из показателей, отражающих влияние двигательной нагрузки на ребёнка, является уровень физического здоровья. Комплексная оценка физического здоровья современных школьников позволяет определить функциональные возможности растущего организма и оптимизировать физическую нагрузку [2]. Поддержание хорошего уровня физического здоровья ребёнка на всех этапах его развития является актуальной темой. Это необходимо для обеспечения не только длительности и успешности процесса адаптации к школе, но и всего процесса дальнейшего обучения [1]. Цель исследования – комплексная оценка физического здоровья детей младшего школьного возраста в зависимости от режима ДА. Материалы и методы. Проведено исследование уровня физического здоровья 256 младших школьников (98 мальчиков и 158 девочек). Все дети были разделены на 3 группы в зависимости от режима ДА. В 1-ю группу вошли 98 детей, обучающихся в общеобразовательной школе и получающих двигательную нагрузку только на занятиях по физической культуре 3 раза в неделю. Двигательный режим учащихся 2-й группы включал 3 урока физической культуры и 2–3 занятия в спортивном кружке центра дополнительного образования детей еженедельно. В этой группе обследовано 56 детей. 3-я группа представлена 102 детьми из спортивной школы. Определение физического здоровья производилось путем вычисления 5 индексов, для оценки которых применялась формализованная бальная система, разработанная профессором С.В.Хрущевым (1995). Кроме общей оценки уровня физического здоровья, учитывалась и оценка каждого показателя в отдельности, так как это дает возможность определения «слабых» мест организма школьника [5]. Результаты и их обсуждение. При оценке показателей физического здоровья было установлено, что доля детей с высоким и выше среднего уровнем физического здоровья как в спортивной школе, так и в центре дополнительного образования была достоверно большей, чем в общеобразовательной школе (51,0±4,9% в спортивной школе и 35,7±6,4% в центре дополнительного образования против 10,2±3,1% в общеобразовательной школе, p<0,001), причем как за счёт мальчиков (p<0,001), так и за счёт девочек (p<0,001). В то же время в общеобразовательной школе с достоверной разницей было выявлено больше детей с низкими показателями уровня физического здоровья по сравнению со спортивной школой (p<0,001) и центром дополнительного образования (p<0,001), преимущественно за счёт девочек (p<0,001). Среди мальчиков трёх сравниваемых групп значительной разницы в низких показателях физического здоровья не было. При оценке каждого показателя в отдельности более высокие значения индекса Кетле достоверно чаще наблюдались у детей спортивной школы по сравнению с общеобразовательной школой и центром дополнительного образования (87,3±3,3% против 33,6±4,8% и 44,6±6,6% соответственно, p<0,001), как за счёт мальчиков, так и за счёт девочек. Более низкие показатели индекса Кетле у детей общеобразовательной школы и центра дополнительного образования свидетельствуют о нарушении питания, проявляющемся как избытком массы тела, так и её дефицитом. Индекс Робинсона отражает регуляцию сердечно-сосудистой системы. Показатели данного индекса незначительно различались как в вариантных группах, так и по полу. Индекс Скибинского свидетельствует о функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения, а также о степени устойчивости организма к гипоксии. Высокие показатели этого индекса достоверно чаще встречались среди учащихся спортивной школы и детей, посещающих центр дополнительного образования. Низкие показатели индекса Скибинского были достоверно чаще у детей общеобразовательной школы, как за счёт мальчиков, так и за счёт девочек. Индекс мощности Шаповаловой свидетельствует о силе, быстроте и выносливости. Высокие показатели этого индекса достоверно чаще были выявлены среди учащихся спортивной школы по сравнению с общеобразовательной школой и центром дополнительного образования, как за счёт мальчиков, так и за счёт девочек. При этом высокие показатели индекса в центре дополнительного образования достоверно больше по сравнению с общеобразовательной школой (p<0,05), преимущественно за счёт девочек (p<0,01). Низкие показатели индекса Шаповаловой достоверно чаще встречались в общеобразовательной школе по сравнению со спортивной школой (p<0,001) и центром дополнительного образования детей (p<0,001). Индекс Руфье свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребёнка. Достоверно чаще низкие показатели этого индекса наблюдались среди учащихся спортивной школы (p<0,001) и общеобразовательной школы (p<0,01) по сравнению с детьми из центра дополнительного образования, преимущественно за счёт девочек. Таким образом, учащиеся спортивной школы характеризовались высоким уровенем физического здоровья, связанным в большей степени с величиной индексов Шаповаловой и Кетле, но в то же время эти дети имели низкий уровень индекса Руфье, отражающего степень адаптации организма ребёнка к физической нагрузке. У детей, посещающих центр дополнительного образования, наблюдались более высокие показатели индексов Скибинского, Шаповаловой и Руфье, по сравнению с общеобразовательной школой, что отражает достаточный уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы и свидетельствует о более оптимальном режиме двигательной активности ребёнка. Литература 1. Доскин, В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мураенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. – М.: Медицина, 1997. – 288 с. 2. Караваева, Т.Ф. Формирование физической культуры и культуры здоровья, учащихся в условиях модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Т.Ф. Караваева, Г.В. Павлова, Е.А. Ботникова. – Елабуга: Изд–во ЕГПУ,2008. – С. 100–103. 3. Кучма, В.Р. Общественное здоровье и профилактика заболеваний / В.Р. Кучма, П.И. Барсукова, П.И. Храмцов. – 2004. – №3. – С.43–47. 4. Малькова, Г.А. Материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. – М., 2005. –С.42–47. 5. Хрущев, С.В. Экспресс-оценка физического здоровья школьников. Методические рекомендации / С.В. Хрущев, С.Д. Поляков, И.Л. Иванов. – М., 1995. – 16 с.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|