ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Шарифуллин Э.Р., Брызгалов И.В.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Э.Р. Шарифуллин, И.В. Брызгалов Уральский государственный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
В современных социально-экономических условиях остро становится вопрос подготовки квалифицированных кадров. Современные инновации, основанные на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требуют специалистов с различным уровнем компетентностей. Существующая на сегодняшний день подготовка не приводит к нужному результату. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач тренер-преподаватель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Становится очевидным, что одним из важнейших направлений в деятельности вузов должно стать создание условий для профессионально-личностного развития личности будущих тренеров-преподавателей, формирования их творческой индивидуальности и профессиональной компетентности. В связи с этим необходимо обеспечить подготовку тренеров-преподавателей в отрасли физической культуры и спорта с учетом образовательных учреждений. Основополагающим в подготовке специалиста является «профессионализм» и «компетентность». Профессионализм – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. Профессионализм отражает высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие. Одна из сторон формирования профессионализма – это компетентность. Слово «компетентность» используется во многих контекстах и с различными значениями. Анализ трудов ученых (Симоненко В.Д., Хуторской А.В., Маркова А.К.) показал, что компетентность – способность осуществлять (профессиональную) деятельность в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Характеризует меру соответствия имеющимся знаниям и умениям реальному уровню сложности выполняемых задач. Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения определенной деятельности, определяется понятием «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности специалиста, владение необходимой суммой знаний, умениями и навыками, позволяющими судить о чем-либо. А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в подготовке к профессиональной деятельности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная. Подготовка – это запас знаний и навыков, способность выполнять определённую работу. Профессиональная подготовка, как отмечают Н.В. Кузьмина (1990), А.А. Реан (1994), М.Т. Громкова (1999) и др., – процесс сложный и многогранный, основу которого составляет педагогическая направленность. Педагогическая направленность является одной из интегральных характеристик личности и объектом профессионального развития (саморазвития) специалиста. Таким образом, профессиональную подготовку тренера-преподавателя следует организовывать на основе профессиональных компетентностей. Структура профессиональной компетентности будущего тренера может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач. Профессиональная компетентность тренера-преподавателя – владение необходимой суммой знаний, спортивными умениями и навыками, определяющими сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности тренера как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Следует отметить, что термин «тренер» – это обобщенный вид деятельности и применим ко всем спортивным специализациям. При этом профессиональная деятельность тренера-преподавателя направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей учеников, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности. Профессиональная компетентность, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Однако для того, чтобы из стен вуза вышел специалист с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности, следует строить подготовку тренера-преподавателя в соответствии со структурой личности. А для этого в учебных планах, рабочих учебных программах и непосредственно в процессе обучения следует отражать основные жизненные и профессиональные ситуации, ценности общества, результаты, способствующие формированию компетентности, основой которой является личный опыт, профессионально важные качества и другие показатели образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений. Основными условиями профессиональной подготовки специалиста являются показатели вида деятельности: (педагогический, социальный, психологический, медико-биологический и экономический). Рассматривая и оценивая профессионализм тренера, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд. При определении показателей следует выделить критерии оценки: – Действенность – это степень достижения поставленных целей. Чтобы ее измерить сравнивают намеченные результаты с фактическими; – Экономичность – степень эффективного использования средств. Определяется путем сопоставление средств, которое предлагалось использовать для достижения определенных целей, со средствами, которые были фактически потрачены; – Качество – система требований и своевременное их выполнение; – Производительность – нагрузка, количество занятий и часов в неделю; – Условия труда – обеспеченность, безопасность на занятиях и удовлетворенность воспитанников; – Использование инновационных технологий. Каждый из критериев определяется уровнем эффективности: (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) Высокий уровень развития профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта позволяет говорить о качественной характеристике, отражающую высокую профессиональную квалификацию, разнообразие и эффективность творческих, профессиональных навыков и умений, владение современными методами решения профессиональных задач, что обусловливает высокую стабильную продуктивность деятельности. Это позволит сформировать ценностное отношение к педагогической профессии и осознать свою субъектную позицию.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|