ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Чубанов В.В., Суравцов В.С.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В.В. Чубанов, В.С. Суравцов Челябинский Государственный Университет, г. Челябинск
Одной из задач государственной политики согласно Закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007), является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения путем вовлечения детей и подростков в систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Но, несмотря на усилия, предпринимаемые государством, тенденция к дальнейшему снижению уровня здоровья детей школьного возраста сохраняется. Как свидетельствует статистика, уровень здоровья российских школьников постоянно снижается: только 10–12% детей 7–10 лет относятся к первой группе здоровья, 50–70% – ко второй. Современный процесс обучения в школе характеризуется высокой напряженностью учебной деятельности. Следствием этого является переутомление и связанный с ним рост заболеваемости (Л.И. Лубышева, 1996; В.А. Баландин,2001; В.А. Бальсевич, 2006). Высокая учебная нагрузка в школе и недостаток двигательной активности создают психологическую напряженность и способствуют умственному переутомлению детей, росту заболеваемости и снижению успеваемости по школьной программе. Возникает необходимость поиска и обоснования инновационных форм, технологий и методик способных решить проблему. Одной из наиболее эффективных форм, оказывающих комплексное психофизическое воздействие, является организация кадетских классов. Кадетское образование нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе. Кадетское образование призвано обеспечить комплексное развитие личности, и не случайно в его основе лежит общеобразовательная программа, а военная подготовка дается в рамках дополнительной образовательной программы. Одна из главных задач кадетских классов – создание адекватных условий для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, раскрытия на ранних этапах онтогенеза потенциальных умственных и двигательных возможностей, стимулирование познавательной и творческой активности. Согласно заключению специалистов объем физкультурно-оздоровительной двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений должен составлять не менее 6 часов в неделю. При таком объеме двигательной активности у обучающихся наблюдаются оптимальные показатели умственной работоспособности, более высокая ее устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам, сопротивляемости простудным заболеваниям. Существующая на данный момент программа по физическому воспитанию предлагает лишь два часа физической культуры в неделю и несколько физкультминуток общим временем около одного часа в неделю. Таким образом, возникает диффецит в движении, который ребенок должен восполнять дома. Но и семейное воспитание в большинстве случаев не способствует этому. Система кадетских классов предполагает увеличение до 6 раз в неделю количества занятий с двигательной активностью и их рациональное комплексирование с другими учебными предметами (табл. 1): – в программу физического воспитания (2 занятия в неделю) включены упражнения повышенной координационной сложности (парные упражнения, элементы акробатики, художественной гимнастики и др.); – введены дополнительные формы (кадетский компонент) – уроки хореографии; строевая подготовка; единоборства. Таблица 1. Программа двигательной активности учащихся начальных кадетских классов
Именно поэтому в современных условиях резко возрастает значение кадетского образования, особенно ценного тем, что оно ставит своей главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, а также обеспечивает повышение эффективности обучения и воспитания. От этих параметров во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит будущее России. В течение 2008–2009 учебного года осуществлялся мониторинг успеваемости и заболеваемости учащихся начального звена кадетских классов и общеобразовательной школы. Сравнительный анализ результатов средних годовых оценок кадетских начальных классов и обычных начальных классов показал, что средний бал успеваемости за первый класс у кадетов выше (4,67±0,08), чем у обычных школьников (соответственно 4,67±0,08 и 4,12±0,08 при р<0,01). Кроме того, в течение года кадеты в два раза реже болели. Полученный результат объясняется положительным влиянием программы двигательной активности учащихся начальных кадетских классов, которая заключается в повышении до оптимальной величины основных видов двигательной активности (уроки физической культуры, строевая подготовка, хореография и сционные занятия по виду спорта – всего 6 часов в неделю), и их рациональное комплексирование как между собой и общеобразовательными предметами.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|