ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Паточкина Н.А., Попова А.А., Лапшин М.С.
|
Формирование двигательной памяти и координационных способностей детей 3–5 лет, занимающихся черлидингом Н.А. Паточкина, А.А. Попова, М.С. Лапшин Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск annapop88@mail.ru
Популярность черлидинга быстро растет. Это новое направление интересно для людей разных возрастов, но в первую очередь детей и подростков. Черлидинг – это яркий интересный вид спорта, в котором спортсменки поддерживают других спортсменов и объединяют болельщиков, регулируя их эмоции. С помощью черлидинга можно организовывать досуг детей, а также интересно проводить спортивные мероприятия и праздники. Этот новый синтетический вид спорта включает в себя элементы гимнастики, акробатики, спортивных танцев, хореографии и многое другое, что в свою очень привлекает детей. CHEER-LEADING - cheer – это приветственный возглас, крик, призыв, leader - лидер. Черлидинг пропагандирует здоровый образ жизни и позитивные отношения между людьми – доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание и доверие. Черлидеры выходят на спортивные площадки, чтобы создать атмосферу красоты и привлекательности, проводят ли они свои черлидинговые соревнования или участвуют в качестве группы поддержки в соревнованиях других видов спорта. И им это отлично удается: трудно пропустить шоу, сочетающее в себе невероятную пластику, отточенность движений, а также различные акробатические трюки спортсменок в ярких костюмах с красивыми пушистыми помпонами в руках, которые являются обязательным атрибутам черлидера. Обучению черлидингу следует начинать с разучивании базовых движений, на основе которых строятся программы выступлений. Выучить их черлидеру также необходимо, как научиться стоять на коньках для того, кто хочет играть в хоккей. Движения должны выполнятся сильными прямыми руками, четко, резко, быстро, синхронно. По правилам в черлидинговую программу должны входить обязательные элементы: станты (фигура, в которой поднимают или подбрасывают наверх одного человека), пирамиды (несколько стантов, соединенных между собой), прыжки (например, пайк, той-тач), акробатические элементы, кричалки (скандирование-поддержки, состоят из представления имени команды, приветственного обращения к зрителям), чир-дансы (короткий танцевальный блок черлидинговой программы). Все это, особенно чир-дансы, должно строится на основе базовых положений рук и ног. Как и любой другой вид спорта черлидинг способствует развитию многих физических и психических качеств, а именно: сила, выносливость, ловкость, координационные способности, двигательная память, внимание, мышление, умение работать в коллективе, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, развитие речи за счет разучивания кричалок. И, как правило, черлидеры – это очень уверенные в себе люди. Чем раньше мы приобщим детей к черлидингу, тем большая вероятность вырастить из них профессиональных спортсменок-болельщиц. Количество занимающихся черлидингом увеличивается год от года, т. к. зрелищность этого нового вида спорта очень привлекает и детей, и взрослых. Также возрастает и потребность в черлидинге, т. к. ни один праздник и ни одни соревнования не проходят без веселых зажигательных девчонок. В 2006 году в Челябинскую Федерациию Черлидинга входило 85 человек, в 2007 году – 110, в 2008 году – 150, а в 2009 году количество занимающихся черлидингом увеличилось в 3 раза. И это не предел! Для того чтобы создать у ребенка двигательный навык и развить двигательную память необходимо учесть, что ведущим видом деятельности у детей в возрасте 3–5 лет становится игра. Запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности. Исходя из этого мы составляем план тренировок в игровой форме, так дети лучше усваивают информацию, внимание более сконцетрированно, это способствует формированию двигательной памяти. Главнейшим предметом привлечения внимания у детей в черлидинге являются помпоны, с их помощью дети с большим удовольствием повторяют движения, которые показывает тренер. Также в этом возрасте начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов, поэтому необходимо включать в тренировку эстафеты, которые должны носить сюжетный характер, например, «зайцы», «обезьяны», «собачки» и тому подобное. Основным средством развития координации у детей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров в игре, а также за счет внешних условий, изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов (например, бросок друг другу и ловля помпонов); выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Двигательную память детей 3–6 лет мы развиваем игрой «Делай, как я». На первом этапе тренер становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, тренер сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а тренер повторяет за ним. Самое главное это использование в этой игре помпонов, для привлечения большего внимания ребенка и развитии его мелкой моторики, поскольку на ладонях расположено множество нервных окончаний. В системе оценки уровня развития двигательной памяти детей дошкольного возраста провдем следующий тест. Выбираем по 2 ребенка каждого возраста, т.е. 2 ребенка трехлетнего возраста, 2 – четырехлетнего и 2 – пятилетнего, при этом дети трех лет являются новичками, дети четырех лет обучаются уже 3 месяца и дети пяти лет – пол года. Среди этой группы детей с помощью игры «Делай, как я» разучим чир-данс на 8 счетов (табл. 1). Таблица 1. Количество тренировок, которое понадобилось детям для разучивания чир-данса
Вывод. Так как у детей пяти лет уже сформирован двигательный навык и двигательная память более развита, чем у детей четырех и трех лет, на заучивание чир-данса ушло меньше времени. Мы видим результаты тренировок. Проводим исследование уровня развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, занимающихся черлидингом. Также выбираем по 2 ребенка каждого возраста. Задача – преодоление «полосы препятствий»: необходимо 2 метра пройти на носках по прямой линии; далее выполнить удержание прямой ноги сзади «ласточка» 3 сунды, прямые руки в стороны, пробежать обратно 2 метра и выполнить правильный перекат назад (детям трех лет облегчаем это задание, заменив перекат назад «позой эмбриона», т. е. обхватив двумя руками колени перекатиться по спине). Вывод: так как у детей пяти лет координационные способности более развиты, они без особых усилий выполнили это задание с небольшими неточностями (выполнили удержание прямой ноги сзади за 2 сунды и при выполнении не были натянуты носки). Таблица 2. Результаты исследования уровня развития координационных способностей у детей дошкольного возраста (%)
Не случайно черлидинг, относительно молодой вид спорта в нашей стране, становится популярным не только у молодежи, но и у родителей, молодые и немолодые мамы и папы могут принять участия в соревнованиях под названием «Корпоративный черлидинг». Их детям очень понравится это представление и вызовет еще больший интерес к тренировкам. Литература 1. Мориц, Ю.А. Cheerleading, черлидинг, черлидер… / Ю.А. Мориц // Вожатый века. Серия «Весна». – 2006. – № 1. – С. 36–38. 2. Михайлова, А.С. Cheer–life / А.С. Михалова, Н.В. Тимбурская // Черлидер. – Екатеринбург. – 2005. – № 1. – С. 4–13. 3. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1985. 4. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСПО–Пресс, 2002. – 608с. 5. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З.М. Истомина. – М.: 1981.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|