ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Паточкина Н.А., Пасмурцева В.А.
|
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ Н.А. Паточкина, В.А. Пасмурцева Южно-Уральский Государственный Университет, г. Челябинск kometa.90@mail.ru
Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность – слова, которые часто произносятся сегодня в нашем обществе. Мы неоднократно слышим, что в оздоровлении нуждаются государство, экономика, политические отношения, люди. Но только здоровый учитель может воспитать здоровое поколение, стара, как мир, истина «учитель формирует будущее нации». В ходе многолетних исследований личных и профессиональных ценностей педагогических работников различных категорий было выяснено, что среди их личных ценностей категория «здоровье» в последние годы не только отчетливо проявилась, но и занимает в системе ценностей педагогов высокое ранговое место. А вот среди профессиональных оно практически отсутствует: процент учителей, номинирующих «здоровье учащихся» среди профессиональных ценностей, составляет всего 0.6%. Это объясняется, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания, в него все чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение. Например по уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном – процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности. Масштабные исследования ученых и практиков выявили проблемы педагогов, связанные со здоровьем: неверие в свои возможности изменить ситуацию в позитивную сторону, неадекватное представление учителей о ценности здоровья, негативные психоэмоциональные состояния, в которых пребывают школьные учителя, неудовлетворительное состояние их соматического здоровья, отсутствие внешних ресурсов для его сбережения и восстановления, отсутствие мотивации на здоровьесозидающую педагогическую деятельность, которая протекает в самых различных условиях, от которых, в конечном итоге, зависит здоровье человека. В последнее десятилетие прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения. Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др. Для того чтобы найти выход из этой ситуации, директора школ проводят анализ больничных листов, по которым можно определить заболевания, наиболее часто встречающиеся у учителей (табл. 1.). Таблица 1. Результаты анализа больничных листов учителей МОУ СОШ №101 за 2007–08 учебный год
Из этой таблице видно, что наиболее часто встречающееся заболевания у педагогов школ – это профессиональные болезни, связанные с речевым аппаратом, лор заболевания, а также заболевания сердечно-сосудистой системы. Для профилактики заболеваний директор школы может учитывать самые распространенные профессиональные заболевания учителей и предпринимать меры по их устранению. И главное четко определить, что такое культура здоровья педагога. Это понимается как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально волевого опыта педагога и его готовности к практической деятельности, направленной на совершенствование индивидуального здоровья как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда, использование принципов и применение способов и средств, позволяющих сохранять здоровье учащихся и формировать у них здоровьеориентированное поведение. Литература 1. Лучкевич, В.С. Определения здоровья / В.С. Лучкевич, И.В. Полякова // Векипедия.– http: //www.wikipedia.ru. 2. Молярчук, Н.Н. Культура здоровья учителя / Н. Молярчук // Народное образование. – 2009. – №5. – С. 215–218. 3. Молярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога: автореферат дис. д–ра пед. наук / Н.Н. Молярчук. – Тюмень, 2009. – 64 с. 4. Малярчук, Н.Н. Профессиональное здоровье педагогов: проблемы и пути реализации / Н.Н. Малярчук, О.В. Борисова, Е.А. Бухнер. – Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2005. – 84 с. 5. Ушаков К.М. Системная модель здоровьесберегающей школы / К.М. Ушаков // Директор школы. – 2009. – №7.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|