ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Паточкина Н.А., Лапшин М.С.
|
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Н.А. Паточкина, М.С. Лапшин Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуальность качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, повышение запросов общества к качеству профессионального образования. Меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие концептуальные основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг и за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов. В этих сложных и труднопрогнозируемых условиях успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Но важнейшим показателем, определяющим долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Ведь именно качество, способность к осуществлению инновационной деятельности определяют имидж любого вуза, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы, а следовательно, и создавать необходимые условия для дальнейшего повышения качества образования. Именно поэтому, видимо, в последние годы Министерство образования РФ постоянно обновляет образовательные стандарты, изменяют устаревшие и создает новые специальности. На уровне философской методологии необходимо зафиксировать наличие как минимум двух фундаментальных аспектов в самой проблеме качества. С одной стороны, качество может рассматриваться как внутренняя субстанциональная характеристика объекта, позволяющая идентифицировать его тем или иным образом. С другой стороны, качество есть мера полезности некоторого объекта среди других, имеющих то же предназначение. Таким образом, определение качества в первом смысле есть предмет гуманитарного знания, в то время как процедуры измерения качества в большей степени связаны с использованием математических методов и моделей. Современная постановка проблемы качества образования есть следствие формирования рынка образовательных услуг, причем движение на этом рынке во многом определяется субъективными представлениями о качестве образования. Представления разных субъектов о качестве конфликтны, например, показателем качества образования, с точки зрения вуза, является возможность предоставления услуг на коммерческой основе. Одновременно качество образования, с точки зрения студента, предполагает бесплатность услуги, а также наличие социальных гарантий в процессе обучения и по его окончании. Это позволяет констатировать невозможность определения качества в традиционном смысле, то есть через фиксацию некоторой родовидовой сущности. Напротив, осмысление качества требует привлечения неклассических философских и методологических представлений, включающих элементы феноменологического, личностного и проективного подходов. Набор категорий, конкретизирующих и детализирующих феномен качества, достаточно обширен. В частности, необходимо осознать различия между понятиями: качество образования, качество результатов образования, качество образовательных процессов, система качества и другие. Качество образования, будучи интегративным феноменом, включает качество результатов образования, качество образовательных процессов, качество образовательной системы в виде отдельных аспектов. Весьма содержательно отношение между понятиями управление качеством образования и система качества: первое из них фиксирует практику целенаправленного воздействия на качественные показатели образования, в то время как второе – нормативную модель взаимодействия подразделений образовательной системы по обеспечению качества образования. Существует два подхода к качеству. Первый – практический, заключается в том, что качество определяется как степень соответствия целям. Однако у потребителя, студента, сотрудников, задействованных в учебном процессе, цели могут быть разными, поэтому и качество может пониматься ими по-разному. И в этом смысле подход к его оценке связан со степенью этого соответствия, что и позволяет говорить об управлении качеством. Второй касается внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного. И первая, и вторая точка зрения – крайние. Подходы, принятые сейчас в Европе, объединяют обе. Качество как степень соответствия целям – одна из наиболее работающих сегодня категорий, на основании которой в международной практике выделяют пять основных подходов: – традиционный подход состоит в следующем: обеспечить качество образования – значит сделать его престижным, потому что по определению выпускник такого вуза занимает более выгодные позиции на рынке труда; – научный подход исходит из соответствия стандартам; – менеджерский подход предполагает, что качественным может считаться образование, которым удовлетворен клиент; – потребительский, здесь потребитель определяет качество, в результате любое его желание будет исполнено. И вуз за это получит деньги; – демократический подход предполагает, что вуз приносит пользу обществу, тому региону, где он находиться. Теория и практика управления качеством имеют многолетнюю историю, истоки которой сугубо технические – инженеры на производстве оценивали качество продукции, первоначально используя простые операции контроля параметров изделий, а затем особо выделяя такие свойства, как надежность, ремонтоспособность и пр. С середины ХХ века управление качеством становится категорией экономической. Несмотря на то, что сказано и сделано в области управления качеством образования немало, вузы сегодня только приступают к созданию подобных систем. С чего начинается такая работа? Безусловно, с выделения цели и основных приоритетов. Определяя цель своей деятельности как обеспечение качества образования, вуз выполняет заказ трех потребителей: личности, получающей образование; производства, для которого готовятся квалифицированные специалисты; общества в целом. Необходимо определить, какие факторы, в какой степени влияют на достижение конечной цели: качество профессорско-преподавательского состава; прием абитуриентов; качество образовательных программ; уровень информационного обеспечения; уровень организации вузовской науки; качество инфраструктуры вуза. На основе этих факторов выделяются критерии системы обеспечения качества образования, по которым можно будет проводить его оценку, а именно: – содержание образования; – уровень подготовки специалистов; – трудоустройство выпускников; – профессорско-преподавательский состав; – информационно-методическое обеспечение; – материально-техническое обеспечение образовательного процесса; – используемые образовательные технологии; – научная деятельность. По современной версии стандарта ИСО-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качества и система подтверждения качества. Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляет фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому в Южно-Уральском государственном университете создан отдел правления качеством образования. Отделом разработана документация системы управления качеством, к которой относятся: политика руководства в области качества, руководство по качеству по направлениям деятельности, методические инструкции и другие документы, соответствующие требованиям международных стандартов ИСО-9000. Для того чтобы система управления качеством была эффективной, чтобы все участники образовательного процесса были объединены единой целью по достижению высокого уровня подготовки специалистов в системе проводятся обучающие семинары по внедрению в ВУЗе идеологию менеджмента качества. Осмысление вузовской деятельности и вышеперечисленных проблем с позиции критериев Международных стандартов позволяет: – разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности; – исключить дублирование процедур; – создать систему контроля на основе планов по качеству; – повысить эффективность организационной структуры; – четко распределить полномочия и ответственность всех уровней руководства; – четко сформулировать цели и выделить ключевые процессы; – более эффективно распоряжаться ресурсами. И главное – внедрение системы управления в вузе на основе качества позволяет вовлечь весь коллектив, в том числе и студентов в обеспечение высоких результатов в учебной и научной деятельности. Литература: 1. Аавиксоо, Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему / Я. Аавиксоо // Alma Mater / Вестник высшей школы. – 2002. – №6. – С. 3–8. 2. Долженко, О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте / О. Долженко // Alma Mater / Вестник высшей школы. – М., 2001. – №6. – С. 15–23. 3. Борисова, Е. Качество образования и место высшей школы общества / Е. Борисова // Alma Mater// Вестник высшей школы. – 2003. – №11. – С. 9–14. 4. Кликунов, Н. К проблеме оценке качества подготовки специалистов / Н. Кликунов // Alma Mater / Вестник высшей школы. – 2002. – №4. – С. 9–12. 5. Кузьмина, Е. Метериально-техническая база вуза и ее влияние на качество обучения / Е. Кузьмина // Alma Mater / Вестник высшей школы. – 2002. – №8. – С. 28–30. 6. Куцев, Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики / Г.Ф. Куцев // Педагогика. – 2004. – №3. С.12–23.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|