ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мухаев С.В.
|
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БАСКЕТБОЛИСТОК В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ С.В. Мухаев Баскетбольный клуб УГМК, г. В-Пышма Mukhaeva@list.ru
В нашей стране во многих общеобразовательных школах работают баскетбольные сции, в которых занимается огромное количество учащихся. Но эффективность работы этих сций крайне мала. Лишь единицы воспитанников школьных сций пополняют команды ДЮСШ или студенческие команды. Притом, что в США, именно школьные сции питают студенческие команды, а те в свою очередь, команды Национальной Баскетбольной Ассоциации (НБА). Одной из причин низкой эффективности работы российских школьных баскетбольных сций, на наш взгляд, является изначально не верный методический подход, заключающийся в попытке переноса традиционной методики технической подготовки ДЮСШ в условия работы школы. При использовании традиционной методики формирования спортивно-технического мастерства возникает проблема, заключающаяся в необходимости постоянного переучивания новой ритмо-скоростной структуре уже сформированных навыков. Дело в том, что критерием правильной последовательности и систематичности обучения – служат уровни освоенности двигательных умений. Акцент на «правильность» приводит к тому, что движения формируются и совершенствуются в режимах далёких от предъявляемых реальной игрой в баскетбол. Кроме того, по мере роста детей и повышения их тренированности, приходится изменять ритмо-скоростную компоненту двигательных навыков, которая сформировалась и начала стабилизироваться в условиях предыдущего низшего уровня функциональных возможностей. В результате, для освоения всего объёма навыков баскетболиста, необходимо огромное количество тренировочных часов и труда. Что невозможно в условиях школьной сции. С целью совершенствования методики многолетней подготовки баскетболисток в условиях общеобразовательной школы, были определены следующие задачи исследования: – разработать методику многолетней технической подготовки баскетболисток в сции общеобразовательной школы, позволяющую преодолеть проблему переучивания новой ритмо-скоростной структуре движений по мере повышения функциональных возможностей юных баскетболисток; – экспериментально проверить эффективность разработанной методики. Главный акцент в экспериментальной методике сделан на совершенствование ритмо-скоростной структуры в осваеваемых движениях.Основу экспериментальной методики составили: – развитие и совершенствование ритмо-скоростной структуры навыков; – использование расчленённого, целостного и смешанного методов технической подготовки; – использование в технической подготовке всех зон интенсивности, начиная со стадии обучения; – учёт механизма взаимодействия между отдельными занятиями, их частями и упражнениями, результатом которого должен быть направленный перенос тренированности при построении тренировочных занятий; – стандартизация тренировочных комплексов и соотношения применяемых зон интенсивности; – учёт возрастных особенностей восприимчивости школьниц к обучающим и тренирующим воздействиям; – периодизация тренировки с учётом особенностей режима работы общеобразовательной школы (деление учебного года по четвертям, каникулы). В сравнительном эксперименте, проводившемся в условиях общеобразовательной школы № 6 г. Качканара Свердловской области, в течение семи лет, были получены следующие результаты. Девушки из экспериментальной группы превзошли девушек из контрольной группы в тестах: «Скоростная техника» (p<0,001); «Перемещения в защитной стойке» ( p<0,001); «% средних бросков» (p<0,05). В тестах: «% штрафных бросков» ( p>0,05) и «% дальних бросков» (p>0,05) различия оказались статистически недостоверны, хотя в последнем тесте баскетболистки экспериментальной группы выполняли большее количество бросков (быстрее скорость перемещений и выше «скорострельность». Однако, данные качества в официальных играх позволяли баскетболисткам экспериментальной группы забивать с более высоким процентом за счёт создания более выгодных ситуаций для броска. На основании результатов проведённых нами исследований можно сделать следующие выводы: 1. Разработанная методика многолетней технической подготовки баскетболисток в сции общеобразовательной школы, основанная на акцентированном развитии скоростной компоненты ритма движений от их разучивания до совершенствования, позволяет сократить временные и энергетические затраты в технической подготовке из-за отсутствия необходимости переучивания на каждом новом уровне функциональных возможностей. 2. Акцентированное развитие скоростной компоненты ритма движений в наиболее чувствительные периоды в развитии организма девочек к данного вида стимуляциям позволяет существенно улучшить ритмо-скоростную структуру технических элементов. 3. Применение метода стандартизации тренировочных комплексов и соотношения применяемых зон интенсивности позволяет стабилизировать ритмо-скоростную структуру навыков баскетболисток по режимам, предъявляемым соревновательной обстановкой.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|