ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Михальцова Л.Ф.
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗАЛ.Ф. МихальцоваКузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк mihal_lf@ mail.ru
Актуальность проблемы физической культуры и спорта в процессе физического воспитания будущих учителей обусловлена необходимостью формирования ценностных ориентаций обучающихся на здоровый образ жизни в сложных и неоднозначных условиях социума. Исследования проблемы физической культуры и спорта отражены в трудах философов и психологов (Н.А.Бердяев, Л.С. Выготский, Д. Локк, А. Смит и др.), педагогов (Р.И. Айзман, В.К. Зайцев, Н.Э. Касаткина, С.И. Петухов и др.), валеологов (О.В. Барбашов, Э.М. Казин, Л.Г. Качан, Н.В. Коваленко и др.). В Кузбассе также имеется опыт успешного формирования физической культуры и развития личности обучающихся (Э.М. Казин, Л.Г. Качан и др.) [3]. В работах В.К. Бальсевича, С.П. Евсеева, С.П. Киршева, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверковича и др. отражены педагогические подходы реализации психолого–педагогических теорий развивающего и личностно ориентированного обучения в системе физического воспитания, осуществлены попытки их реализации на практике [1]. Сохранение и улучшение здоровья обучающихся является одной из основных задач модернизации российского образования [2]. Э.М. Казин выявил, что в настоящее время на фоне неблагоприятной демографической и экологической ситуации, растет число обучающихся, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно–двигательного аппарата, желудочно–кишечного тракта, простудными инфекциями и др. По его мнению, здоровье детей не может рассматриваться без учета адаптации организма к окружающей среде. Экономические трудности в обществе и связанная с этим недостаточная оснащенность школьных спортивных сооружений, отсутствие финансов для проведения спортивных мероприятий являются следствием неудовлетворительности состоянием физической культуры и спорта в учреждениях. Все это ведет к потере интереса у школьников к предмету «Физическая культура», а позднее и нежеланию заниматься физическим воспитанием в условиях других образовательных учреждений [7]. Физическое воспитание молодежи на современном этапе развития общества – это целенаправленный, многогранный и целостный процесс перехода обучающихся от преимущественно физической подготовки к реализации индивидуальных здоровьесберегающих программ, к физическому самосовершенствованию личности, к изменению уровня развития психофизических качеств и свойств [4,6].Формирование мотивационного отношения у будущих учителей к занятиям физической культурой в педагогической академии направлено на приобретение студентами здоровья как ценностной ориентации. Вместе с тем, реализуемые сегодня в практике высшей школы формы, методы и средства обучения не позволяют в полной мере обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода к формированию здорового образа жизни студентов и не отвечают требованиям подготовки современного специалиста. Наше включенное и невключенное наблюдение позволило определить, что причиной такого положения является, с одной стороны, недостаточная пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде Кузбасской государственной педагогической академии среди студентов 1–5 курсов факультетов: физико-математического, технолого-экономического, педагогики и психологии. С другой стороны, низкая организация и нежелание обучающихся названных факультетов самостоятельно вести здоровый образ жизни.Анализ результатов тестирования показал, что первокурсники приходят на факультеты, чаще всего, слабо и односторонне физически подготовленными, уровень их физического развития более чем у половины оценивается ниже среднего. Наши исследования позволили выявить, что создавшаяся ситуация с низкими показателями физической подготовленности абитуриентов является закономерным следствием недостаточной работы на уровне общеобразовательных школ [5]. Диагностику ценностных качеств студентов в процессе физического воспитания мы осуществляли с помощью методик: адаптированная анкета для обучающихся «Интересные для Вас виды спортивной деятельности», анкета «Больше всего я люблю…» (В.И. Петрушин), «Что такое хорошо и что такое плохо?», методика «Гуманность» (Л.М. Фридман), мини–анкета «Общение в лицах», модифицированный опросник личностных характеристик Р. Кеттела (Г.М. Александрова), анкета «Необитаемый остров», анкета «Если бы я был чемпионом» (Г.А. Урунтаева), «Качества личности» (А.Т. Джерсайлд), опросник «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова), опросник аффилиации (потребность в установлении добрых отношений), опросник «Оценка потребности достижения успехов в спорте» (Р.С. Немов) и др. [7].
За время эксперимента возросла положительная
мотивация студентов к физической культуре и спорту – 81%, увеличилось количество
обучающихся, которые стали заниматься утренней гимнастикой – 64%, активно стали
посещать уроки физической культуры в академии – 94% и в секциях
спортивно–оздоровительных учреждений – 38%, проявили желание служить в армии –
86% респондентов. Диагностика ценностных ориентаций студентов, их отношение к
физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни, желание участвовать в
разных видах деятельности, занятия утренней зарядкой в домашних условиях,
разработка комплекса физических упражнений совместно с педагогом физической
культуры, все это способствовало укреплению общего физического и эмоционального
состояния студентов, активной их включенности в оздоровительно–спортивную
деятельность, формированию правильной осанки, «здоровому времяпровождению»
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|