ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Баева Ю.М.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Ю.М. Баева Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург letchik45@bk.ru
Необходимость профилирования физического воспитания в подготовке молодежи к труду ещё более актуализировалась в связи с новыми требованиями к специалисту, предъявляемыми современными экономическими условиями. Содержание, характер, условия профессиональной деятельности, связанные с двигательными возможностями человека, в большинстве случаев существенно отличаются. Принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью рассматривается в разделе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Анализ литературных источников даёт основания полагать, что в вопросе содержания понятия ППФП имеются различные подходы. Многие авторы (В.В. Белинович, 1967, Л.А. Вейднер-Дубровин, 1972, С.Л. Резцов, 1978) характеризуют ППФП как отдельный вид физического воспитания, адаптированный к требованиям избранной профессии. В основе такой позиции два признака: принадлежность ППФП к физическому воспитанию (составляет его разновидность) и профессиональная направленность этого вида физического воспитания. Как разновидность физического воспитания, ППФП включает все его признаки, следовательно, подчиняется общим педагогическим принципам воспитания. Профессиональная направленность выражается в развитии профессионально важных двигательных качеств, умений и навыков, а также в активном содействии в целом профессиональному становлению и развитию личности. Другая точка зрения представлена в работах В.И. Ильинича (1978, 1995). ППФП автор определяет как одно из основных направлений системы физического воспитания, что предъявляет более широкие требования к его содержанию в учебных заведениях. Помимо специализированной физической подготовки, сюда включается обучение знаниям и навыкам проведения гигиенической, производственной гимнастики, судейству соревнований, привитию знаний по врачебному контролю при занятиях спортом и др. Толковый словарь спортивных терминов (1993) трактует ППФП как направленное использование средств физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, развитие профессионально важных способностей (в том числе для военной службы). Л.П. Матвеев (1991) под ППФП понимает процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. Применение средств физической культуры и спорта в профессиональной подготовке основано на явлении переноса тренированности (Б.И. Загорский, 1976, В.И. Ильинич, 1978, В.А. Кабачков, 1982). При этом используется эффект тренировки в одних видах деятельности для улучшения других, которые специальной тренировке не подвергались. Задача заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательных координаций. Явление переноса тренированности распространяется как на двигательные качества, так и на двигательные умения и навыки. Однако (Н.А. Бернштейн, 1947, Е.П. Ильин, 1979) считают, что природа этого явления для двигательных качеств и двигательных навыков различна. В первом случае большое значение имеет образование условнорефлекторных связей в центральной нервной системе. Для воспитания физических качеств преимущественное значение имеют морфофункциональные и биохимические изменения в органах и тканях. Нет единства взглядов среди авторов и по содержанию и целям ППФП. Существует мнение (Б.И. Загорский, 1976, Л.П. Матвеев, 1991), что ППФП имеет целью содействие повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций. В.И. Ильинич (1978, 1995) считает, что цель ППФП – достижение психофизической готовности человека в успешной профессиональной деятельности. Другая целевая установка отводится ППФП в работах В.А. Кабачкова и С.А. Полиевского (1982). Это содействие в освоении профессии на всех этапах обучения и дальнейшем профессиональном совершенствовании. На наш взгляд, такое расхождение в целях и содержании ППФП обусловлено различиями содержания, условий и характера профессиональной деятельности. Анализ указанных факторов профессиональной деятельности и ряда работ (В.И. Ильинич, 1978, С.А. Полиевский, 1981, В.А. Кабачков,1982 и др.) определил основные задачи ППФП: — ускорение профессионального обучения; — достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии; — предупреждение профессиональных заболеваний, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий профессиональной деятельности, обеспечению профессионального долголетия; — использование средств физической культуры и спорта для восстановления общей и профессиональной работоспособности; — успешное выполнение профессиональных обязанностей в экстремальных условиях профессиональной деятельности. Частными задачами ППФП являются: приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, физических, психических и специальных качеств, прикладных умений и навыков. Кроме того, группа авторов (В.И. Жолдак, 1975, Н.Н. Каргин, В.К. Петров, 1975) выделяет задачу, связанную с необходимостью формирования в процессе ППФП социальных качеств личности, присущих определенной профессии. Очевидно, что профессиональная работоспособность в большой степени зависит не только от степени сформированности психофизических, специальных и социальных качеств, но и от уровня развития ведущих для данной профессии способностей. В структуре профессиональных способностей выделяют основные и дополнительные. Основные способности те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями данной структуры. Дополнительные способности, по мнению Ж.К. Холодова (2000) – существенные, но не обязательные, могут заменяться другими компонентами. Этих положений необходимо придерживаться как в плане отбора поступающих в учебное заведение абитуриентов, так и в плане индивидуализации учебного процесса в силу того, что формирование двигательных способностей в процессе ППФП имеет строго специализированный характер. Основным объектом ППФП являются студенты и учащиеся специальных учебных заведений. В отдельных случаях, как отмечает В.И. Ильинич (1995) ППФП осуществляется и на производстве при подготовке специалистов к особым внешним условиям деятельности. Однако (Е.П. Гук, 1986, С.С. Солодков, 1987, Е.А. Анисимов, 1988) считают, что процесс ППФП может осуществляться уже в общеобразовательной школе. Предметом обучения являются прикладные двигательные умения и навыки, то есть такие умения и навыки, которые имеют значение для конкретной профессиональной деятельности. В качестве средств ППФП используются прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; целостное применение прикладных видов спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. В ППФП целого ряда профессий, связанных с большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками, применяются такие дополнительные средства, как аутогенная и идеомоторная тренировка, технические средства подготовки, специальное питание и витаминизация (В.А. Кабачков, 1985, Г.И. Кобзев, 1975, С.А. Полиевский, 1981). Формами ППФП являются учебные занятия, физические упражнения в режиме дня, самостоятельные занятия, спортивные, массовые оздоровительные и физкультурные мероприятия. Таким образом, общие теоретические основы ППФП имеют достаточную степень разработанности и подкреплены научно обоснованными исследованиями. Однако, дальнейшие перспективы развития столь важного направления в системе физического воспитания учащейся молодежи, коим является профессионально-прикладная физическая подготовка, связаны с совершенствованием различных форм и подходов, модернизацией и конкретизацией их содержания в практике работы вузов. |
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|