ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кондратенков Ю.В.
|
Развитие туристской деятельности школьников в муниципальной системе образования Ю.В. Кондратенков Южно-Уральский государственный университет, г Челябинск
Сегодня крайне необходимо задуматься над проблемами воспитания нашей молодежи. От нас зависит, чему и как учить поколения юных россиян, чтобы выпускники школ были, прежде всего, здоровыми, успешными в жизни, трудились на совесть и создавали богатства своей страны, были людьми нравственными. Одним из видов деятельности, которая может помочь решить создавшиеся проблемы, является детско-юношеский туризм. На туристское образование возложена задача: давать не только базовое образование, но и такую подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно, самостоятельно и продуктивно. Туристская деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма, бродяжничества. Резко возрастает роль системы дополнительного образования детей, имеющей богатый опыт внешкольной работы, высокий кадровый потенциал, материальную базу. Туристская деятельность учащихся – это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом. Анализ теории и практики управления туристской деятельностью в системе дополнительного образования детей показывает, что оно будет успешным если: Ø будет проанализирован сложившийся в муниципальной системе образования опыт управления становлением и развитием туристской деятельности; Ø определены и обоснованы ведущие тенденции, принципы и педагогические условия организации туристской деятельности в муниципальной системе образования детей; Ø разработана и внедрена модель эффективного управления туристской деятельностью в муниципальной системе образования детей; Ø разработан комплекс средств научно-педагогического и методического обеспечения управления развитием туристской деятельности в муниципальной системе дополнительного образования; Ø осуществлена интеграция дополнительного и общего образования в общеобразовательных учреждениях; Ø будет разработан инструментарий для получения информации об эффективности управления развитием туристской деятельности. Исследования выполнялись в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе проанализирован сложившийся в муниципальной системе образования опыт становления и развития туристской деятельности, практическая деятельность по разработке программ, обучение детей в туристских объединениях города, участие в создании системы проведения массовых туристских и учебных мероприятий. На втором этапе проведен теоретический анализ, разработана нормативная база управления туристской деятельностью в городе; созданы общественные организации в туризме; укреплены практические связи детского и взрослого туризма; создана система и обоснованы ведущие тенденции, принципы и педагогические условия туристской деятельности; разработаны нормативно-правовые документы. Подготовлены условия для развития образовательных учреждений туристской направленности; разработана и внедрена организационно-педагогическая модель управления туристской деятельностью. Третий этап предусматривал разработку содержания и программно-методического обеспечения туристской деятельности, оформление результатов исследования. Разработан инструментарий для получения информации об эффективности управления развитием туристской деятельности. В результате определены и обоснованы ведущие тенденции, принципы и педагогические условия туристской деятельности в системе дополнительного образования детей; Ø разработана модель эффективного управления туристской деятельностью в муниципальной системе образования (определена структура управления, функции управления, субъект и объект управления); Ø предложен комплекс мер научно-педагогического и методического обеспечения управления развитием туристской деятельности в муниципальной системе дополнительного образования ; Ø обоснованы практические рекомендации по формированию содержания образования и структуре программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей туристской направленности; Ø экспериментально апробированы образовательные программы объединений туристского профиля; Ø созданы условия по привлечению общественных организаций для развития детско–юношеского туризма (общественные фонды организаций, совет ветеранов и т. д.); Ø создана система взаимодействия с общеобразовательными, средними и высшими учебными заведения (ЧИДПОПР – создан учебно-тематический план по подготовке педагогов ТК профиля, ЧГАК, экспериментальная площадка совместно с МОУ СОШ № 62 и т. д.) Кроме того, выявлены и обоснованы условия, способствующие эффективному развитию туристской деятельности детей в образовательной системе города. Разработанные научные основы управления туристской деятельностью могут служить базой для дальнейшего теоретического, методического и организационного развития и совершенствования. Туристская деятельность при правильной ее инструментовке интегрирует на личность все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идет социализация личности учащегося, ибо путешествие – это уроки жизни. В процессе исследовании состояния туристской деятельности был образования опыт становления и развития туристской деятельности, практическая деятельность по разработке программ, обучение детей в туристских объединениях изучены все аналитические материалы, проводились анкетирования и наблюдения, срезы по отдельным направлениям деятельности в муниципальной образовательной системе г. Челябинска. В работе принимали участие органы управления образованием, руководители учреждений, педагоги, родители, учащиеся и общественные организации. Для решения выявленных проблем, с целью создания условий для развития туристской деятельности была разработана модель управления. Данная структура представляет совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения. Разработана модель, дающая возможность своевременно определять стратегию, тактику и регулирование туристской деятельности на основе анализа и контроля в муниципальной системе образования. На муниципальном уровне к субъектам управления туристской деятельностью относятся Управление по делам образования г. Челябинска, управления образования районов, муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов. Объектом управления является туристская деятельность учащихся. Модель управления туристской деятельностью представляет собой целостную систему мер, поскольку все действия подразделений связаны между собой и структурно и функционально (содержательно). Подобная схема управления позволяет охватить туристской деятельностью максимальное количество учреждений и организаций. Определены качественные показатели эффективного развития туристской деятельности: Ø разработана разноуровневая система повышения квалификации педагогов – семинары, совещания конференции, курсовая подготовка в СЮТур, курсовая подготовка через институт повышения квалификации работников образования; Ø обновление содержания – разработка новых программ для детей-сирот, детей-инвалидов, детей с девиантным поведением; Ø смотр-конкурс на лучшую организацию ТКД в образовательном учреждении; Ø новые виды соревнований – туриада для младших школьников и дошкольников, «Мама, папа и я – туристская семья», «Школа безопасности», «Зарница» и т.д. В г. Челябинске сложились формы работы, способствующие развитию детско-юношеского туризма. Сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями позволяет вести непрерывную туристскую подготовку, как среди учащихся, так и среди педагогов.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|