ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кисель П.А., Смирнова В.В.
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗЕ СПОРТСМЕНА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ П.А. Кисель, В.В. Смирнова Великолукская государственная академия физической культуры и спорта metallusmaximus@yandex.ru
Введение. В 60 гг. – американский экономист Болдуинг ввёл понятие «имидж». Слово «имидж» в переводе с английского обозначает «образ» или «изображение». При создании определённого имиджа создаётся визуальное впечатление. Имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. А. Браун относит к составляющим имиджа: внешность, поставленный голос, умение держаться, выступать перед публикой и вести диалог. Мнение о человеке складывается в зависимости от того как он выглядит, что делает, как говорит, как ведёт себя в обществе. Предпосылки имиджа закладывается уже в раннем детстве, и зависят от стиля воспитания, который проповедовали родители, от культурно-исторических условий и политического курса государства в данный период. Создание же имиджа в спорте имеет свои отличительные особенности: он определяется примером тренера, его принципами, идеалами и мировоззренческими особенностями, а также конкретными образами «спортивной элиты», находящимися на пике своей популярности. Опосредовано на формирование образа спортсмена влияет и руководство страны, путём выстраивания своей политической линии и её реализации через законодательство, бюджетную политику и через средства массовой информации. Проведя исторический экскурс, мы выяснили, что в 30-е годы, когда уже остро ощущалось приближение войны отношение к пропаганде спорта стало очень важным. Не так уж много фильмов выпускали тогда советские киностудии, но среди них были два, призванные возвести образ советского спортсмена на самый высокий нравственный пьедестал, «Вратарь» и «Первая перчатка», их и до сих пор время от времени показывают по ТВ. На современном этапе развития общества имидж спортсмена претерпел большие изменения по сравнению с имиджем спортсмена, который был в советский период. Надо отметить, что советское руководство особенно внимательно относилось к внедрению массовой физкультуры и развитию спорта. Создавались сции, строились стадионы, бассейны, множились институты и факультеты физкультуры, проводились чемпионаты и спартакиады. В современном обществе имидж спортсмена начинает приобретать, как бы это ни было парадоксально всё больше негативный окрас. Нередко мы можем слышать недовольство, в отношении нынешних спортсменов, реплики в духе: «Сила есть – ума не надо» или «Спорт не лечит, а калечит». Таким образом, данная тема является довольно актуальной и противоречивой вследствие общественного дуализма. С одной стороны имидж спортсмена является важной составляющей популяризации здорового образа в стране, с другой возникает вопрос о разрушающих последствиях в здоровье у спортсменов профессионалов. Не смотря на это, адекватно сформированный образ спортсмена предопределяет развитие страны в будущем и здоровье всей нации. Исходя из этого, целью исследования стало определение образа спортсмена и факторов, влияющих на их формирование. Объектом работы выступает современная молодежь. Предметом – отношение общества к спортсменам. Исследования проходили на базе Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, в котором приняли участие студенты спортивных специализаций в количестве 40 человек и студенты гуманитарных специальностей так же в количестве 40 человек. Для достижения поставленной цели нами была разработана анкета, состоящая из 19 вопросов. Результаты исследования и их обсуждение. При анализе анкетных данных мы выяснили, что, по мнению 88% действующих спортсменов их имидж самодетерминирован, подобная точка зрения была выявлена и у 58% гуманитариев, для которых спорт активный отдых или хобби. 32% респондентов-гуманитариев утверждают, что имидж спортсмена формируется под влиянием тренера, и лишь 6% спортсменов согласились с этим утверждением. Обе группы таким факторам как СМИ, общественное мнение и семья отдали лишь по 2%. Всё это говорит о том, что образ спортсмена формируется внутри спортивной индустрии и является результатом самосознания. Но это относится только к спортсменам, достигшим определённого уровня профессионального мастерства. Результаты, полученные при ответе на вопрос о ведении здорового образа жизни спортсменами оказались следующими: 49% спортсменов и 50% гуманитариев считают, что спортсмены не ведут здорового образа жизни и даже склонны к различным аддикциям (таким как курение, алкоголизм и наркомания). Данные цифры свидетельствуют о недостаточно высоком уровне интернальности спортсменов и о наличии у них вредных привычек. Определение отношения к образованию показало, что 60% спортсменов и 55% гуманитариев считают образование естественной необходимостью и ни один из них не назвал образование удовольствием. И лишь 40% спортсменов и 45% гуманитариев считают, что образование для спортсмена – это составляющая успеха. 10% спортсменов посчитали, что учебная деятельность является помехой для занятий спортом. При этом 73% спортсменов и 70% гуманитариев полагают, что спортсменам следует заниматься научно–исследовательской работой. Следовательно, образование в спортивной деятельности играет роль вынужденной потребности. При определении отношения к повышению спортсменом интеллектуального уровня мы получили противоречивые результаты: 84% спортсменов утверждают, что они стараются повышать свой интеллектуальный уровень, тогда как 66% гуманитариев утверждают об обратном, ссылаясь на стереотип «Сила есть – ума не надо» и опыт общения. Так же интересны мнения, полученные в отношении досуга спортсменов. Большая часть опрошенных сходятся во мнении, что спортсмены проводят свое свободное время в общении с друзьями и близкими (56% спортсменов и 46% гуманитариев) так же многие считают, что спортсмены посещают клубы и бары в их свободное время (24% и 30% соответственно). Но всего лишь 2% спортсменов ответили, что они читают книги в свое свободное время и ни один из гуманитариев ни дал подобного ответа. Выявление интересов спортсменов показало, что среди опрошенных наблюдается довольно большой разброс ответов, чёткого приоритетного направления не выявлено, хотя 68% гуманитариев считают, что спортсменов ничего не интересует кроме спорта. Анкета позволила определить, что спортсмены не имеют чёткого представления о своей деятельности по завершении спортивной карьеры. Большая часть опрошенных (60% спортсменов и 63% гуманитариев) утверждает, что по завершению спортивной карьеры спортсмены выбирают тренерский путь. Оказалось, что 30% гуманитариев утверждают то, что спортсмены вообще не задумываются о жизни по завершении спортивной карьеры и 68% из них считают, что они так же не серьезно относятся к негативным последствиям занятием профессиональным спортом. Большинство (80%) респондентов обеих групп показало, что семья для спортсмена это в первую очередь эмоциональная поддержка. По мнению самих спортсменов, они постоянно следят за своей внешностью, заботясь о том, как они выглядят. 32% гуманитариев считают, что уделение внимания своему внешнему образу у спортсменов происходит лишь от случая к случаю. На вопрос, считаете ли вы спортсменов творческими личностями 66% гуманитариев сказали, что нет, при этом 76% спортсменов считают себя таковыми. Достоверные расхождения были выявлены так же в ответах на вопрос об общительности и коммуникабельности спортсменов. 66% гуманитариев не считают спортсменов таковыми, а 76% спортсменов с ними не согласны. Выводы. Таким образом, проведённое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что у современной молодёжи сложился плюаристический взгляд на образ спортсмена. При чём нельзя не обратить внимание на множество отрицательных мнений и высказываний об имидже спортсмена со стороны неспортивной аудитории (спортсмены не ведут здорового образа жизни, они не стараются повышать свой интеллектуальный уровень, имеют ограниченный круг интересов, не имеют чёткого представления о будущем), хотя сами спортсмены с этими утверждениями не согласны. Подобные разногласия являются ярким свидетельством отсутствия не только единого чётко прорисованного образа спортсмена, но и признаком несформированного направления молодёжной политики на здоровый образ жизни. Имидж спортсмена должен формироваться путём создания научно обоснованных технологий, методов, которые будут менять сложившиеся стереотипы и направлять структуру мышления, изменяя тем самым образ спортсмена, в положительное русло. Ведь победы спортсменов во многом имеют имиджевый характер.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|