ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Иванов В.Д., Ященко Е.Ф.
|
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В.Д. Иванов, Е.Ф. Ященко Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск Psy-treningcentr@mail.ru
Стремительное развитие и изменение состояния современного общества приводит к обесцениванию академических знаний как некого капитала. Сейчас от человека требуется не столько абсолютная информированность, сколько умение самостоятельно добывать знания, быть мобильным, осваивать новые технологии, [2] иными словами, при подготовке будущих педагогов на первый план выходит формирование их профессионально-педагогической коммуникативной компетентности. В современной практике образования компетентность/компетенции соотносятся с критериями оценки готовности к профессиональной деятельности и методами моделирования норм качества образования, где результатом должны стать комплексы компетенций, отражающих личностно–профессиональное развитие [1,3,4]. Проведенный нами обзор разновидностей дефиниций понятия компетентность/компетенция выявляет разнообразие версий понимания сущности этого феномена, многообразие нюансов и акцентов, обусловленных разными ценностными установками авторов и использованием разных семантических систем для их описания, нет единого мнения и по дифференцированию терминов. Вместе с тем следует отметить, что большая часть исследователей [1, 2, 3 ,5 и др.], изучавших природу компетентности/компетенции сходится на том, что её основой выступают знания и качества личности, использующиеся в различных ситуациях, в профессиональной деятельности: при решении проблем; в процессе общения; для приобретения новых знаний, умений, навыков, установок, ценностей. Однако, в отличие от традиционного, при компетентностном подходе знания, умения, навыки и опыт характеризуются интегрированным характером, направленностью на развитие познавательных и созидательных способностей человека, включённостью в ценностно-смысловые характеристики личности, и проявляющиеся в деятельности. Таким образом студент перестает быть «сосудом, который нужно наполнить определенным объемом информации», а преподаватель перестает быть ретранслятором. Формирование компетентного (владеющего) специалиста требует изменения, как характера содержания, так и технологии образования. Содержательная часть профессионально-педагогической коммуникативной компетентности учителя задается ее определением: профессионально–коммуникативная компетентность учителя – интегральное многоуровневое профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования разного рода информацией в профессионально-педагогической деятельности. Под способностью оперирования информацией мы понимаем ее поиск, сбор, методическую обработку и применение в профессиональной педагогической деятельности. На основе деятельностного, системного и компетентностного подходов можно рассматривать развитие этого профессионально значимого качества будущего учителя в трех направлениях: Ø Профессионально-коммуникативная мотивация – мотивация на работу с информацией (поиск, обработка, хранение, методическая обработка) и на коммуникативную деятельность (непосредственное использование информации в педагогическом процессе); в процессе профессионально–коммуникативной мотивации реализуется ценностно-мотивационный компонент (S1); Ø Профессионально-коммуникативная деятельность – работа с информацией с целью применения ее в профессиональной (по своей природе коммуникативной) деятельности; в процессе профессионально-коммуникативной (педагогической) деятельности учителя реализуется профессионально-деятельностный компонент (S2); Ø Информационная коммуникация – коммуникативные действия по оперированию информацией в процессе профессионально–педагогитческой коммуникации, которая характеризует степень коммуникативности учителя в профессиональной среде. Информационная коммуникация реализует рефлексивно-коммуникативный компонент (S3) профессионально-коммуникативной компетентности учителя. Процесс формирования профессионально-коммуникатовной компетентности учителя будет эффективнее, если его цели будут адекватны уровню прогнозируемых и сформированных компетенций (аксиологических, мотивационных, целеполагающих, когнитивных, операционных, технологических, рефлексивных, коммуникативных, креативных), в совокупности составляющих обобщенную качественную характеристику учителя, его профессионально значимое многоуровневое личностное образование (рис. 1). Ценностно-мотивационный компонент – установка и запрос на информацию – включает в себя осознание учителем ценности работы с информацией, мотивацию на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией, потребность в работе с информацией, сформированность субъектной позиции учителя, ориентацию в информационной среде, готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний. Установка на создание благоприятной, развивающей коммуникативной среды. Профессионально-деятельностный компонент – работа с информацией – включает в себя знание различных источников информации, форм и методов работы с информацией, знание поисковых информационных систем, поиск и сбор образовательной информации, разработку творческого проекта, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, умение представлять (презентовать) информацию, умение технологизировать работу с информацией, умение выбирать оптимальное решение. Педагогическая деятельность – коммуникативная деятельность по своей природе, состоящая из двух составляющих: работа с информацией и использование информации в работе. Рефлексивно-коммуникативный компонент – творческое применение информации – включает в себя умение проводить самоконтроль, удовлетворенность информационно-коммуникативной деятельностью, рефлексию результатов профессионально-педагогической деятельности, удовлетворенность работы с информацией, взаимодействие при передаче информации, коммуникацию и совместную деятельность, коррекцию профессионально–педагогической информационно-коммуникативной деятельности, осознание и критический анализ информационно-коммуникативной деятельности, создание творческих проектов.
Рис. 1. Структура профессионально–коммуникативной компетентности учителя
Литература 1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с. 2. Бобиенко, О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций / О.М.Бобиенко // http: www.tisbi.ru/science /vestnik/ 2003. 3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – М., 2003. – N 5. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. 5. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен. – М., 2002.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|