ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Бабченко А.П.
|
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ А.П. Бабченко Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь ann-babchenko@yandex.ru
В существующей системе адаптивного физического воспитания (АФВ) дошкольников, школьников и учащейся молодежи с отклонениями в состоянии здоровья необходимо отметить ряд противоречий: — между возрастающими требованиями современного общества к формированию здоровой, активной, физически работоспособной и социально ответственной личности и неготовностью образовательной системы к решению данной задачи; — между пониманием обществом неудовлетворительной постановки работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях и отсутствием конкретных научно обоснованных подходов к решению этой проблемы; — между неготовностью образовательных учреждений к организации АФВ и острой потребностью дошкольников, учащихся школ и вузов в специальных занятиях с учетом их индивидуальных отклонений в состоянии здоровья. Устранение этих противоречий, а также актуальная необходимость качественного улучшения системы физического воспитания в государственных образовательных учреждениях требуют научно обоснованных подходов и условий технологического обеспечения физической культуры этой категории лиц в соответствии с современными социально-экономическими и политическими реалиями. Предложенная нами педагогическая технология АФВ (рис. 1) основана на разработанных концептуальных положениях, обеспечивающих ее направленность, структуру, элементы и компоненты содержания занятий физическими упражнениями в различных звеньях государственной системы физического воспитания. Применительно к каждому из образовательных учреждений педагогическая технология приобретает свою специфику, обусловленную возрастными анатомо-физиологическими, типологическими и другими особенностями занимающихся. Для разработки направлений и способов организации процесса АФВ в образовательных учреждениях необходимо учитывать: — механизм обеспечения преемственности различных звеньев системы образования в области АФВ, что позволяет получить более высокие показатели физической подготовленности занимающихся, повышение уровня функционального и морфологического состояния систем организма с учетом его индивидуальных и типологических особенностей; — эффективность индивидуальных комплексов физических упражнений, позволяющих в полной мере реализовать систему образовательных, оздоровительных и воспитательных задач; — условия использования обучающей информации, четко сбалансированной по объему и доступности при конкретной направленности на стимулирование познавательной и двигательной активности занимающихся; — целесообразность применения педагогических приемов формирования чувства удовлетворенности от занятий физическими упражнениями и мышечной нагрузки; — результативность предложенной педагогической технологии и целесообразность её использования в практике АФВ для реализации конкретных задач оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи. — Эффективность предложенной педагогической технологии обусловлена системой условий и требований для обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса АФВ, призванной обеспечить ожидаемый положительный эффект при успешной ее реализации: — учет закономерностей естественного развития физического, интеллектуального и кинезиологического потенциала детей, подростков и учащейся молодежи; — формирование интереса у занимающихся к регулярным занятиям физическими упражнениями и чувства удовлетворения от мышечной нагрузки;
Рис. 1. Инновационная педагогическая технология адаптивного физического воспитания
— учет индивидуальных возможностей и потребностей организма занимающихся на каждом этапе онтогенеза; — формирование уровня общей и двигательной культуры у занимающихся, обусловливающего потребность в приобщении к общемировым человеческим ценностям в области физической культуры и спорта; — организация игровой деятельности с учетом возрастных, анатомо-физиологических особенностей организма, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся, а также задач обучения и воспитания; — развитие качественных сторон двигательной деятельности занимающихся на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения; — формирование двигательного ритма как главного условия успешности усвоения изучаемых физических упражнений; — рациональное использование совокупности основных и дополнительных форм занятий для решения задач восстановления и укрепления организма; — организация обратной связи с родителями на всех этапах процесса АФВ. Исследование влияния предложенной педагогической технологии АФВ на физическое состояние дошкольников показало, что в результате ее использования улучшилось состояние здоровья (уменьшение числа часто болеющих детей на 48,7%, снижение заболеваний опорно-двигательного аппарата на 61,2%) и уровня физического развития, выявлен прирост показателей двигательных координаций (равновесие, ловкость, меткость – в среднем на 25,5%), а также физической подготовленности и функционального состояния организма занимающихся (р<0,05). Применение педагогической технологии АФВ в общеобразовательных учреждениях способствует улучшению показателей состояния здоровья исследуемых на 17,9%, уровень развития силовой выносливости возрос на 18,4% (р<0,05), аэробной выносливости на 15,1% (р<0,05). У старших школьников с отклонениями в состоянии здоровья удовлетворяется потребность в двигательной активности (53,2% девушек и 38,7% испытуемых юношей хотели бы продолжать заниматься по предложенной педагогической технологии АФВ). Прирост показателей физической подготовленности у студенток специального учебного отделения вуза по полученным в ходе исследования данным составил – 38,2%, функционального состояния организма – 35,1%. Уровень успеваемости повысился на 10,3%. Результаты педагогического эксперимента показали, что образовательно-воспитательный процесс в области АФВ детей, подростков и учащейся молодежи с различными отклонениями в состоянии здоровья должен рассматриваться как система формирования у занимающихся навыков и потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Компонентами процесса саморазвития и самосовершенствования лиц с отклонениями в состоянии здоровья являются: — обеспечение единства учебно-тренировочного процесса, медико-педагогического обследования, анализа эффективности физического воспитания и самодиагностики; — диагностика, коррекция состояния здоровья занимающихся и оптимизация форм, средств, методов физической культуры; — подготовка специалистов, способных к восприятию новой информации, к разработке и внедрению педагогических технологий оздоровления на основе новых научных данных.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|