ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Жиенов А.С., Ишматова А.Р.
|
ИГРА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ А.С. Жиенов, А.Р. Ишматова Южно-Уральский Государственный Университет, г. Челябинск grajdanin85@bk.ru
Проблема изучения развития игровой деятельности дошкольников становится актуальной сравнительно недавно – в 19 в. Игровую деятельность пытались объяснить в контексте развития человека, но речь о развитии самой игровой деятельности еще не шла. Только с появлением работ Л.С. Выготского, тема игровой деятельности дошкольников и ее развития начала принимать современные очертания [1]. Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе. Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [2]. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в социальной ситуации развития дошкольника. Социальная ситуация развития – это специальные для каждого возраста отношения между ребенком и социальной средой. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений. Противоречие этой социально ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность – жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка происходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка. Шаг за шагом в психологии выкристаллизовывался подход к игре как особому типу деятельности ребенка, воплощающему в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющему свое специфическое содержание и строение – особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий. Суть игровой деятельности состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Противоречие игровой деятельности состоит в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии. Всякая игра имеет структуру, наполненость которой зависит от степени развития игры. Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком, это и есть основной мотив игры. Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игровая деятельность неодинакова на на всем своем протяжении. В детской психологии выделяют этапы развития игровой деятельности. По мере усложнения и расширения опыта ребенка изменяется и мотивация игровой деятельности. Тематика игр также меняется со временем. Развитие игровой дятельности идет от ее индивидуальных форм к совместным. Условно все игры можно разделить на две больше группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами. Сюжетно-ролевые включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, игры с природными материалами, игры с общественно-политической тематикой, театрализованные игры, игры забавы и развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры, игры с предметами, игрушками, словесно-дидактические игры, настольно-печатные игры, музыкально-дидактические игры и подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение. Подвижные игры принято считать средством развития физических качеств, воли, характера, нравственного воспитания. Но в подвижных играх есть все признаки дидактической игры и использование их в процессе обучения вполне оправдано на занятиях в спортивных школах, в частности, с дошкольниками. К примеру возьмем тренировки у дошкольников в дзюдо, где главной целью является формирование осмысленной мотивации для дальнейших занятий. Укрепление опорно–двигательного аппарата, функциональная подготовка, требования дисциплины, освоение новых навыков движения – все это требует особой формы организации занятий. И здесь неизбежно обращаемся к игре, как ведущему виду деятельности в данном возрасте. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Таким образом, игра детей как социокультурный аспект психофизического развития, является показателем уровня достижения детей в освоении знаний, навыков и их применения в житейских ситуациях. Литература 1. Выготский, Л.С. т.1. – М., 1991. – 432 с. 2. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 1995. – 245 с.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|