ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Янчик Е.М., Янчик В.В., Киекпаева О.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Е.М. Янчик, В.В. Янчик, О.В. Киекпаева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск

 

Условия, в которых оказываются студенты в период обучения в вузе, предполагают уменьшение их общей двигательной активности, что неблагоприятно сказывается на физической подготовленности. Дефицит движения, статические и психоэмоциональные нагрузки, длительное напряжение зрительного аппарата – это факторы, способствующие развитию отклонений и нарушений здоровья учащихся. Поэтому особенно важное значение имеет повышение эффективности уроков по физическому воспитанию студентов вуза, так как зачастую это единственная возможность восполнить недостаток двигательной активности обучающихся, привить им навыки, формирующие физическую культуру личности.

Студенты, по состоянию здоровья отнесенные к специальной медицинской группе (СМГ), с наличием хронических заболеваний или нарушений здоровья – тот контингент, значение физического воспитания для которого, не менее важно чем профессиональная подготовка в вузе. Недостаточная же физическая активность ведет к детренированности организма, отрицательно влияет на физическую работоспособность, сопротивляемость организма к заболеваниям, в учебном процессе – на снижение успеваемости и уровня здоровья в целом.

Физическое воспитание студентов СМГ в вузе направлено на укрепление, сохранение, коррекцию здоровья и профилактику его нарушений. Во время проведения занятий решаются задачи развития физических качеств, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков и умений, воспитания мотивации к занятиям физической культурой.

Значительно усложняет педагогический процесс и предъявляет к его организации, эффективности и результативности особые требования то, что объектом физического воспитания в СМГ являются лица с различными заболеваниями и нарушениями в состоянии здоровья. В связи с этим очевидна необходимость систематических специализированных врачебно-педагогических наблюдений, а также самоконтроль занимающихся. Самоконтроль – это регулярное наблюдение за физическим и психофизиологическим состоянием своего организма, за изменениями, происходящими в нем под влиянием систематических занятий физическими упражнениями. Преимущество самоконтроля в сравнении с врачебным контролем – в общедоступности и простоте применения.

Самоконтроль в системе врачебно-педагогических наблюдений способствует рациональной организации тренировочных занятий, получению студентами знаний, умений определять свое состояние в покое и после нагрузки, что содействует укреплению здоровья, гармонизации показателей физического развития, повышению физической подготовленности и работоспособности в целом. Самоконтроль для занимающихся физической культурой студентов СМГ имеет принципиальное значение и как мотивационный фактор, позволяющий студенту самостоятельно оценить сдвиги, эффективность занятий, а также вовлекающий его в образовательный процесс, побуждая задумываться о своем здоровье.

Методы самостоятельной оценки своего состояния и физической подготовленности способствуют обеспечению безопасности занимающихся, рационализации тренировочных занятий, индивидуализации нагрузки, снижают риск возникновения осложнений и ухудшений, при условии контроля со стороны преподавателя и регулярного обучения этим методикам студентов с разъяснением физиологического обоснования основных данных самоконтроля и их динамики. Показатели самоконтроля, кроме того, обеспечивают системный подход к оценке функционального состояния организма человека и могут служить индикатором адаптационных возможностей.

Самоконтроль в СМГ основан на простых, доступных объективных и субъективных наблюдениях, использовании различных тестов и анкет. Отдельные виды самоконтроля могут проводиться на каждом занятии и в течение дня, что позволяет приобрести опыт самостоятельного слежения за своим состоянием в процессе физического воспитания, в учебное время и приучает следить за здоровьем вне занятий.

Рекомендуется использовать различные виды самоконтроля, в ходе которых отслеживается функциональное состояние различных органов и систем организма занимающихся. Следует систематически подвергать самоконтролю следующие показатели индивидуального здоровья занимающихся: масса тела, массо-ростовой индекс Кетле, тип реакции на нагрузку, время восстановления пульса после стандартной пробы с приседаниями, показатели артериального давления, должные и фактические значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ), индекс Руфье, жизненный индекс (ЖИ), индекс Робинсона, результаты ортостатической пробы, функциональные пробы Штанге и Генчи, показатели развития двигательных способностей (по результатам двигательных тестов), длительность и характер тренировочных нагрузок, самочувствие, характер сна, аппетит и др.

Программа учебных занятий студентов СМГ университета содержит практический, теоретический, контрольный разделы и задания для самостоятельной работы. Практический раздел программы направлен на развитие, в первую очередь, таких физических качеств, как выносливость, гибкость, ловкость. Во время проведения занятий соблюдаются следующие условия: организационные (разделение по состоянию здоровья и уровню подготовленности); дидактические (принципы постепенности и последовательности, сознательности и активности, систематичности и доступности и др.); методические (подбор упражнений, дозировка нагрузок и отдыха, подбор исходных положений и др.).

Усложняет проведение занятий тот факт, что в группе занимаются студенты с различными нарушениями здоровья. Этим объясняется подбор средств воздействия (базовые, специальные, индивидуальные) и особенности проведения занятий. Повышается роль самостоятельных занятий по индивидуально рекомендованным схемам и самоконтроль при условии наличия у студента определенной подготовленности и ответственности за свое здоровье а также мотивации к занятиям.

Теоретический раздел программы занятий освещает вопросы физической подготовки, методик самооценки и самоконтроля за нагрузкой, состояния различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и др.), физических кондиций, их влияния на текущее и общее состояние здоровья.

Контрольный раздел содержит комплекс тестовых методик для оценки эффективности процесса по физическому воспитанию. Некоторые из них: время восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после стандартной пробы с 20 приседаниями, 12-минутный бег в чередовании с ходьбой (расстояние), челночный бег, прыжок в длину с места, проба на гибкость, переход в положение сидя из положения лежа на спине (количество раз), антропометрические показатели и другие. Данные фиксируются в индивидуальной карте студента в течение трех лет обучения дважды в семестр.

Динамика показателей позволяет, Во-первых, оценить эффективность занятий и корректировать учебно-тренировочный процесс, во-вторых, индивидуализировать его при помощи домашних заданий и др. в-третьих, для самого студента является четким показателем его физических кондиций и их изменений в течение длительного времени и используется при выставлении оценки занимающимся. Данные индивидуальных карт позволяют каждому студенту лучше узнать свой организм, а педагогу – планировать и корректировать процесс занятий. Показатели индивидуального здоровья карт нацелены, кроме того, и на осознание личностью активного отношения к своему здоровью.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:45:25 +0500
Хостинг от uCoz