ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Шибкова Д.З., Мальцев В.П.

 

 Домашняя
Вверх

 

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦНС И УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ 18–20 ЛЕТ

Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Mal585@mail.ru, Shibkova2006@mail.ru

 

Период обучения в вузе сопряжен с завершающим этапом психофизиологического и социального созревания организма. Успешность прохождения данного этапа онтогенеза индивида определяет степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека, а также эффективность адаптационных механизмов в социальных взаимоотношениях [1].

Обучение в современных высших учебных заведениях связано с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением учащихся. Это явление предопределено множеством разнообразных факторов: возрастающим объемом информации; постоянной модернизацией учебных программ; привлечением разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности; не всегда благоприятными социально-бытовыми условиями жизни современных студентов, сопровождающиеся постоянными нарушениями режима труда и отдыха, рационального питания [3, 7].

Научно-экспериментальные исследования в области гигиены, психологии и физиологии обучающихся свидетельствуют о том, что работоспособность и функциональное состояние ЦНС студентов объективно отражают состояние здоровья современной учащейся молодежи [2, 4]. При этом тенденция к снижению резервных возможностей, резистентности организма учащихся к экзогенным и эндогенным негативным факторам среды значимо снижает эффективность процесса подготовки будущего специалиста.

Поскольку главным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является снижение или повышение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач, одним из ведущих показателей активного функционального состояния ЦНС служит умственная работоспособность, объединяющая основные свойства психики – восприятие, внимание, память и др. [5].

Функциональное состояние ЦНС и уровень работоспособности обучающихся выступают как интегральные показатели, позволяющие своевременно диагностировать их утомление и ранние нарушения здоровья, а также определять критические моменты учебного процесса [6]. Закономерности динамики работоспособности головного мозга дают возможность оптимизировать различные составляющие учебного процесса как фактора умственной нагрузки студентов [2].

Таким образом, в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания обучения и воспитания в высшей школе проблема поддержания и развития умственной работоспособности и оптимального функционального состояния будущих специалистов на современном этапе развития высшего образования является актуальной.

В связи с чем, целью данной работы является оценка функционального состояния ЦНС и уровня работоспособности студентов естественного профиля обучения 18–20 лет.

Материалы и методы исследования. В обследовании приняли участие 123 студента 2–4 курсов естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета. Обследование студентов проводилось на добровольной основе согласно требованиям конвенции «О биомедицине и правах человека».

Средний возраст испытуемых составил 19,4 лет. Дифференциации по половому признаку не производили. Обследование проведено в отдельной звукоизолированной лаборатории, в индивидуальной форме; в начале учебного года (октябрь).

Исследование функционального состояния ЦНС и прогнозирование ее работоспособности производили с помощью компьютеризированной методики «Экспресс-диагностики работоспособности и функционального состояния человека», разработанной фирмой «ИМАТОН» г. Санкт-Петербург [6]. Данная методика является объективным методом оценки функционального состояния ЦНС и работоспособности индивида, основанным на статистическом анализе латентных периодов простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), отражающий вероятностно-статистический принцип работы мозга. Методика проста в применении, полностью автоматизирована, не вызывает эффекта привыкания. В ходе обследования оценивались три основных показателя функционального состояния ЦНС: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ).

Полученные результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием стандартных методов статистики (Statistica v.6.0).

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты хронорефлексометрического исследования (табл. 1) свидетельствуют об отсутствии достоверных различий среднестатистических показателей латентных периодов ПЗМР студентов со 2-ого по 4-ый курсы. Скоростные показатели сенсомоторного реагирования в изучаемых группах у юношей и девушек не имеют достоверных отличий.

Таблица 1.

Среднестатистические показатели латентных периодов ПЗМР студентов 18–20 лет (M ± m)

Выборка

n

ПЗМР

ФУС

УР

УФВ

Общая выборка

123

281,41± 2,71

2,65 ± 0,02

1,42 ± 0,05

2,72 ± 0,05

1 курс

37

277,11± 4,12

2,69 ± 0,03

1,42 ± 0,08

2,74 ± 0,09

2 курс

31

278,9 ± 5,01

2,68 ± 0,04

1,38 ± 0,1

2,68 ± 0,11

3 курс

55

285,73± 4,57

2,61 ± 0,03

1,45 ± 0,07

2,72 ± 0,08

 

Среднестатистические характеристики показателей ПЗМР (ФУС, УР, УФВ) студентов были сопоставлены с рекомендуемыми нормативными значениями [6]. Сопоставление средних величин расчетных критериев оценки функционального состояния ЦНС с уровнями работоспособности позволило установить, что функциональное состояние ЦНС студентов находилось на уровне «незначительно сниженной» работоспособности по показателю УР и УФВ (диапазон нижней границы нормы работоспособности индивида), а по показателю ФУС находилось в диапазоне «сниженной» работоспособности.

В качестве интегрального показателя функционального состояния ЦНС, а, следовательно, и уровня работоспособности, был использован критерий УР, отражающий ранние изменения устойчивости нервных процессов и являющийся наиболее чувствительным показателем деятельности ЦНС.

Обобщенные результаты процентного распределения студентов 18–20 лет по уровню работоспособности представлены в табл. 2.

Анализ результатов уровня работоспособности студентов показал, что «нормальный» уровень работоспособности, отражающий оптимальное функционирование структур ЦНС, выявлен у 5-ой части изучаемых групп обучающихся. Для 2/3 каждой выборки студентов свойственна «незначительно сниженная» работоспособность, возникающая на начальных стадиях утомления и характеризующаяся ослаблением внимания, увеличением числа ошибок и времени выполнения задания.

 

Таблица 2.

Распределение студентов 2 – 4 курсов по уровню работоспособности, (%)

Работоспособность

Выборка

2 курс

(n=37)

3 курс

(n=31)

4 курс

(n=55)

Нормальная

16,2

16,1

20,0

Незначительно сниженная

64,9

61,3

67,3

Сниженная

18,9

19,4

10,9

Значительно сниженная

3,2

Ограниченная

3,2

Примечание: уровни работоспособности по классификации [6].

 

«Сниженная» работоспособность, возникающая при переутомлении или начальных стадиях заболевания и характеризующаяся преобладанием тормозных процессов в ЦНС, была получена у 10–20 % студентов. Крайние проявления работоспособности, свидетельствующие о преобладании глубокого торможения или повышенного возбуждения в ЦНС, зарегистрированы лишь у двух индивидуумов из общей массы обследованных.

Таким образом, психофизиологические методы, позволяющие объективно оценить уровень неспецифической активации ЦНС, а, следовательно, и работоспособность индивида являются на современном этапе незаменимым инструментом динамического контроля и последующей коррекции уровня работоспособности студентов на разных периодах учебной деятельности.

Литература

1.  Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Изд-во РУНД, 2006. – 284 с.

2.  Антропова, М.В. Физиолого-психологические факторы, определяющие уровень умственной работоспособности учащихся основной школы / М.В. Антропова, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Альманах «Новые исследования». – 2007. – № 1–2. – С. 5–18.

3.  Быков, Е.В. Методические подходы к оценке и коррекции состояния здоровья учащихся с позиции учения о функциональных системах / Е.В. Быков, А.П. Исаев, А.В. Ненашева, Н.А. Кирасирова // Вестник ЮУрГУ. – 2001. – №2 – С. 43–45.

4.  Казин, Э.М. Комплексное лонгитудиальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза /  Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Т.В. Душенина, А.Р. Галеева // Физиология человека. – 2003. – Т. № 29. – № 1. – С. 70–71.

5.  Мороз, М.П. Методология оценки  и прогнозирования работоспособности человека-оператора / М.П. Мороз, И.В. Чубаров. – СПб: ГУП «Петроцентр», 2001. – 80 с.

6.  Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство / М.П. Мороз. – Спб.: ИМАТОН, 2007. – 40 с.

7.  Шибкова, Д.З. Основы здорового образа жизни: Учеб. пособие / Д.З. Шибкова. – Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. – 118 с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:40:20 +0500
Хостинг от uCoz