ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Тыцкая В.Г.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ КОРРЕКЦИЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА И ВОЗДЕЙСТВИ ГИМНАСТИКИ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

В.Г. Тыцкая

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Для современной учащейся молодежи характерно значительное повышение психоэмоционального напряжения, вызванного условиями учебно-профессиональной подготовки [Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г.,1988], а также патология опорно-двигательного аппарата (ОДА)  и сопутствующие заболевания [Велитченко В.К.,1986; Колунин Е.Т., 2007].

Среди учащихся в настоящее время нередки хронические заболевания, в том числе – заболевания ОДА, приводящие к нарушениям осанки, сколиозу, патологическим изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системе.

Одним из методов  коррекции ОДА является создание оптимального положения тела учащегося за столом с учетом индивидуальных особенностей с помощью технических средств реабилитации и лечебной физической культуры. Нами предлагается, например, коррекционный курс профилактических мероприятий, включающий применение эргономичного кресла, разработанного автором (свидетельство  на полезную модель № 29641, МПК 7 А47 В 39/00, 39/10, 39/12. опубл. ИБ № 15  27.05.2003) (вариант «эргономичный валик под поясничный отдел» – ЭВ), а также воздействие  дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, [Щетинин М.Н., 2004]. По данным литературы, эта гимнастика позволяет увеличить жизненную емкость легких (ЖЕЛ) на 0,2–0,4 л, что подтверждено исследованиями, проведенными в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза РАМН.

В данном исследовании был применен вариант коррекции для студентов – ежедневное применение ЭВ под поясничный отдел позвоночника при необходимости, но не менее 6 часов суммарно, и дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (суммарно до 40 минут в день)

Цель исследования. Определить изменение состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА), функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы, психофизиологического состояния студентов до и после воздействия коррекционного курса.

Методика. 100 обследуемых были разделены на 2 возрастных потока «наблюдение» («Н»): 17–18 лет (1-я) и 18–19 лет (2-я группа), в каждой группе было до 50 человек – обследуемых (лиц мужского и женского пола), которые в течение 180 дней использовали ЭВ, Аналогичные группы были сформированы из 100 контрольных испытуемых – группы «К», не использовавших ЭВ.

Для определения реакции ОДА на воздействие ЭВ проводили измерение плечевого индекса (ПИ) по В.К. Велитченко. В основе методики лежит взаимосвязь дуги плеча (ДПл) и ширины плеча (ШПл) до и после применения «эргономичного валика»; определяли этот параметр по формуле: ПИ=ШПл/ДПл*100(%).Норма ПИ=89,9% и выше, ниже этой величины – состояние ОДА, определяемое как «сутулость».

С целью анализа воздействия дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой для группы «Н» проводилось измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) до использования гимнастики и сравнение полученных данных с должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) при нормальном функциональном состоянии дыхания. Данные измерения были повторены через 180 дней. Аналогичные измерения были проведены и для контрольных испытуемых из группы «К»

Результаты и их обсуждение. Анализ состояния позвоночника по ПИ (плечевому индексу) показал достоверное увеличение величины ПИ через 180 дней всех испытуемых «Н» 1-й группы и у девушек 2-й группы и уменьшение «сутулости». У испытуемых «Н», использовавших ЭВ, показатели ПИ улучшились у 76% испытуемых всех групп; но у 11% испытуемых, страдающих сколиозом второй степени, улучшения состояния ОДА через 180 дней не отмечено.

При анализе состояния позвоночника испытуемых «К», не использовавших ЭВ, через 180 дней выявлено достоверное уменьшение величины ПИ у девушек 1-й (17–18 лет) группы и увеличение «сутулости», у остальных испытуемых «К» – только тенденция уменьшения величины плечевого индекса. У 84% студентов из группы «К», напротив отмечено снижение ПИ, что свидетельствует об увеличении сутулости и ухудшении осанки. Улучшение состояния сердечно-сосудистой системы было выявлено при использовании ЭВ в течение 180 дней.

У всех испытуемых «Н» отмечена тенденция к урежению ЧСС, в среднем, на 5–10 (уд/мин), достоверное урежение выявлено у юношей 2 группы и девушек 1 группы. Показатели систолического артериального давления снизились, в среднем, на 2–5 (мм рт. ст.), у юношей 2 группы – достоверно; а показатели ДАД и ПАД существенно не изменились.

Кроме того, выявлено, что после 180 дней использования ЭВ в группах «Н» произошло уменьшение двойного произведения (ДП), в среднем на 5–8 ед., что говорит об экономизации энергозатрат и снижении уровня внешней работы сердца; в контрольных группах показатели ДП почти не изменились. Двойное произведение (ДП), являясь интегральным показателем, косвенно отражает функциональные возможности сердца, его энергозатраты.

При анализе воздействия гимнастики выявлено повышение ЖЕЛ в среднем на 0,25–035 л, что не расходится с данными литературы; получены достоверные различия между ЖЕЛ и ДЖЕЛ групп  «Н» (у юношей 1-й (17–18 лет) и девушек 2-й (18–19 лет)) и тенденция к различению этих параметров у девушек 1-й группы до и после 180 дней. При анализе ЖЕЛ и ДЖЕЛ группы «К» выявлена лишь тенденция к различению этих параметров в течение 180 дней.

После проведения коррекционного курса самооценка испытуемых группы «Н» по тесту САН показала улучшение показателей. По сравнению с контрольной группой, показатели «самочувствия» и «настроения» были выше; показатели «активности» остались на прежнем уровне, что можно объяснить более удобным положением тела испытуемого при использовании ЭВ.

Анализируя показатели теста личностной тревожности после коррекционного курса, обнаружили, что снизился уровень личностной тревожности на 2–3 ед., и, в основном, преобладал средний уровень, что можно объяснить более комфортным состоянием испытуемых и более удобной рабочей позой. В контрольных группах эти показатели остались почти прежними.

Выводы. Таким образом, у лиц 17–19 лет применение коррекционного курса, выявило положительное воздействие на психофизиологическое состояние организма испытуемых, отмечено улучшение состояния ОДА, дыхательной системы и улучшение работы сердца. После проведения коррекционного курса самооценка испытуемых группы «Н» по тесту САН показала улучшение показателей, снизился уровень личностной тревожности на 2–3 ед., и, в основном, преобладал средний уровень.

Кроме того, применение ЭВ течение 180 дней приводит к улучшению осанки, судя по увеличению ПИ (плечевого индекса) и снижению «сутулости», используя показатели методики В.К Велитченко.

Литература

1. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие / В. К Велитченко. – М.,: Терра–спорт, 1986. – 168 с.

2. Колунин, Е.Т. Физическое развитие детей и подростков, страдающих дизонтогенетическими заболеваниями позвоночного столба / Е.Т. Колунин, Н.Я. Прокопьев, Е.В Шишина, Е.Г. Скрябин // Материалы региональной научно-практической конференции. Тюмень, 2007. – С.173–177.

3. Меерсон, Ф.З., Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.,:Медицина, 1988. – С. 256.

4. Щетинин, М.Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин  – М.,: Метафора, 2004. – 128 с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:31:13 +0500
Хостинг от uCoz