ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Севостьянов Д.В., Лешуков В.С.

 

 Домашняя
Вверх

 

Здоровье и физическая подготовленность по плаванию студентов вуза на начальном этапе обучения

Д.В. Севостьянов, В.С. Лешуков

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Научно-техническое совершенствование различных сфер деятельности человека, изменение условий быта и внедрение принципов рыночной экономики способствуют ужесточению требований к молодым специалистам, которые, кроме значительного объема профессиональных знаний, должны иметь высокий уровень развития физической работоспособности и психоэмоциональной устойчивости. Только в таком случае можно обеспечить полноценное выполнение функциональных обязанностей и конкурентоспособность выпускника отечественного высшего учебного заведения, что подразумевает создание прочного фундамента физического и психического здоровья в студенческом возрасте.

Однако, результаты различных исследований констатируют не только рост заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем у студентов, а и увеличение на 7% рождения у молодых людей детей со значительными патологиями. Учитывая положительное влияние на нервную систему упражнений с преодолением утомления, специалисты связывают наличие данной ситуации с низким уровнем физической подготовленности студентов, который свидетельствует как об отсутствии интереса к соответствующим занятиям у студенческого контингента, так и отражает кризис в отечественной системе физического воспитания.

Всё это свидетельствует о необходимости внедрения прогрессивных методов в управление процессом развития физических способностей будущих специалистов. Такой подход предусматривает научное обоснование всех компонентов системы физической подготовки, технология которых должна учитывать не только уровень тренированности индивида, а и его возрастные особенности развития, а так же мотивацию к тому или иному виду двигательной деятельности.

Значительный интерес студенческого контингента к средствам плавания и многофункциональность соответствующих упражнений, которая обеспечивается специфическими условиями водной среды и позволяет увеличить моторную плотность занятия, свидетельствуют об их эффективности. В таком случае, одним из этапов разработки научно-обоснованной технологии управления процессом физического совершенствования студентов средствами плавания является изучение взаимодействия компонентов структуры соответствующей специальной физической подготовленности с показателями здоровья. Решение данной проблемы с привлечением метода корреляционного анализа позволяет выделить приоритеты развития специальных физических способностей с учетом возрастных особенностей реализации тренировочной и оздоровительной задач, что обеспечивает научную обоснованность формирования у будущих специалистов фундамента работоспособности для активной и продолжительной жизнедеятельности.

Цель исследования: изучить особенности взаимодействия и информационной значимости показателей здоровья и специальной физической подготовленности по плаванию студентов инженерных специальностей.

В основу определения состояния компонентов здоровья положена методика Г.Л. Апанасенко.

Исследование взаимодействия между компонентами структуры специальной физической подготовленности и состояния здоровья студенток осуществлялось по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Экспериментальные данные получены на базе Южно-Уральского государственного университета с привлечением 51 студента, которые беспрерывно могут проплывать 100-метровую дистанцию. Тестирование компонентов специальной физической подготовленности студентов осуществлено в условиях закрытого бассейна длиной 50 м.

Результаты исследования и их обсуждение. Наибольшей информационной значимостью внутри структуры специальной физической подготовленности по плаванию студентов 1-го курса обладает результат преодоления 50 м дистанции, который взаимосвязан с показателями плавания по дистанции на высоком уровне с 10-сундными перерывами, а также показателем длины дистанции, проплываемой с вытянутыми вперед руками при помощи работы ног в безкислородных условиях (усовершенствованное «скольжение»).

Данная ситуация подтверждает значительное влияние наличия определенных навыков плавания у студентов на 1-м курсе, что подчеркивает специфику данного вида двигательной деятельности. Однако следует отметить снижение качества проплывания 50 м по сравнению с результатами преодоления более коротких дистанций, что свидетельствует об использовании иных механизмов энергообеспечения мышц при выполнении физической нагрузки. При чем снижение интенсивности в процессе преодоления 50-метровой дистанции с показателем плавания на 100 м, может быть обосновано не только отсутствием определенных навыков, а и низким уровнем развития скоростной выносливости студентов.

Заслуживает внимания и взаимосвязь с показателем длины «усовершенствованного скольжения», характеризующим интенсивность выполнения нагрузки в условиях недостатка кислорода, что свидетельствует о наличии скоростной направленности наиболее информативного теста. Следовательно, преодоление 50-метровой дистанции студентами требует проявления анаэробных возможностей, что и было предположено ранее.

Следующим, по значимости в указанной структуре, является показатель плавания на 100 м, который взаимодействует на высоком уровне с результатами выполнения теста «4 х 25 м» и длины «скольжения» с помощью работы ногами.

Учитывая, что преодоление четырех отрезков по 25 м с 10-сундными перерывами выполняется с большой интенсивностью, а следующий указанный показатель характеризует именно этот компонент физической нагрузки, данный факт, по нашему мнению, можно обосновать использованием анаэробных механизмов энергообеспечения работы мышц в процессе плавания на 100 м. Такая ситуация может свидетельствовать о проявлении скоростной выносливости на протяжении всей или большей части 100-метровой дистанции, что подчеркивает приоритет данной формы выносливости в процессе физической подготовки студентов 1-го курса.

Результат измерения «4 х 25 м» с 10-сундными перерывами является третьим по значимости в указанной структуре и кроме ранее выделенных, имеет взаимосвязь на высоком уровне с показателем длины «усовершенствованного скольжения». Преодоление каждого из четырех отрезков по 25 м осуществляется в условиях недостатка кислорода, что характерно для работы большой интенсивности. Таким образом, условия энергообеспечиния мышечной работы при выполнении обоих заданий, являются практически одинаковыми, а более значительный объем нагрузки в первом случае компенсируется чередованием отдыха.

Результат преодоления 100-метровой дистанции является третьим по значимости в данной структуре, однако и этот показатель не имеет взаимосвязей на среднем и высоком уровнях с компонентами состояния здоровья, а его относительная информативность достигается за счет взаимодействия показателей в структуре СФП.

Выводы:

1. Реализация задачи формирования крепкого фундамента здоровья и работоспособности в процессе физической подготовки студенческой молодежи является актуальной проблемой, а одним из наиболее эффективных способов ее решения заслуженно считается научно-обоснованное внедрение средств плавания, что предусматривает изучение взаимосвязей и информационной значимости компонентов состояния здоровья и показателей СФП по плаванию студентов с учетом возрастных особенностей.

2. В структуре специальной физической подготовленности по плаванию студентов, наибольшей информационной значимостью владеет показатель, характеризующий развитие скоростной выносливости, а именно – результат преодоления 50-метровой дистанции. Данный показатель формирует соответствующий блок за счет взаимосвязей на высоком уровне с результатами плавания на короткие и средние дистанции, однако выполнение всех двигательных задач сопровождается внедрением анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной работы, что обуславливает приоритет физической нагрузки.

Перспектива дальнейших исследований заключается в изучении возрастных особенностей формирования структуры специальной физической подготовленности по плаванию студентов мужского и женского пола с учетом воздействия соответствующих упражнений на различные компоненты здоровья будущих специалистов. Полученные данные могут послужить основанием для разработки элементов управления процессом физического совершенствования студенческой молодежи средствами плавания.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:24:56 +0500
Хостинг от uCoz