ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Садыков Р.И.

 

 Домашняя
Вверх

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ГРУППАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Р.И. Садыков

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

 

В последние годы в РФ отмечается снижение уровня здоровья студентов, прогрессирующее к окончанию обучения в вузе. Это связано с отмеченным В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой (1995) воздействием неблагоприятных факторов внешней среды, трудностями социально-экономического положения в обществе и уровнем физического состояния молодежи. Свидетельство тому, 90 % абитуриентов вузов имеют отклонения в состоянии здоровья. Число студентов, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 43,9 % до 75 %. К окончанию высших учебных заведений остается менее 5 % относительно здоровой молодежи.

На сегодняшний день объективно установлено увеличение числа студентов с врожденными и приобретенными патологиями и отнесенными по этой причине к контингенту специальных медицинских групп (Р.М. Васильева, 1995; В.И. Козлов, 1995; В.С. Фомин, 1995; К.П. Сизоненко, 2003; С.А. Романченко, 2006 и др.).

Сегодня студенчество стало особой социальной группой общества, сложной и напряженной жизнедеятельности которой сопутствует  целый ряд факторов. Такими характерными факторами являются: большой объем информации, подлежащий обработке и усвоению на фоне эмоциональных переживаний, хронический дефицит времени: высокий, как правило, уровень мотивации к познавательной деятельности, а также низкая двигательная активность. Все это при определенных условиях приводит к перенапряжению и хронизации невротических состояний, обострению имеющихся хронических заболеваний, снижению уровня физического развития и физической подготовленности. А это в значительной мере снижает адаптивные возможности организма выпускников высшей школы и молодых специалистов.

В последние годы значительно увеличилась потребность наличия в русских исследователях, врача, педагога и каждого конкретного человека, простых методов, пригодных для самоконтроля, а также для проведения массовых сравнительных исследований определенных групп населения.

Весьма заманчивая перспектива связана с тем, чтобы оценить уровень здоровья и физической работоспособности больших контингентов студентов. Это поможет выявить группы риска возникновения болезней сердечно – сосудистой системы, излишней массой тела, стрессом и хроническим психоэмоциональным напряжением и т.д. Разумеется, такие данные могут помочь в организации профилактических мероприятий, в том числе индивидуально подобранных физических нагрузок еще до того, когда появится патология.

Одной из задач такого контроля и самоконтроля является повышение личного интереса студентов, так как профилактика многих заболеваний выходит за рамки возможностей официальной медицины. Особенно в теперешнем состоянии России, и в значительной мере зависит как от сознательного отношения к своему здоровью, так и от уровня организации занятии физической куль­турой, от степени учета индивидуальных особенностей организма.

В соответствии с Основами законодательства РФ об образовании все органы управления и звенья этой системы призваны обеспечивать всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья юного поколения граждан ХХI в. Никогда физическое воспитание и охрана здоровья подрастающего поколения не были в такой мере важными для общества, как в наши дни.

В приказе Минздрава РФ № 139 от 4.04.2003 г. «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» особо подчеркивается, что использование различных технологий должно основываться на результатах профилактических осмотров, данных о состоянии здоровья каждого учащегося и результатах динамического наблюдения учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В настоящее время существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. В научно-методической литературе по проблеме здоровья имеется ряд определений данного понятия, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в его комплексной характеристике (Селуянов В.Н., 2001; Казьмин А.И. 1981.; Бальсевич В.К.).

Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, составляет от 15 % до 30%. Весьма значителен и диапазон заболеваний, встречающихся у студентов. Наблюдается увеличение количества студентов, имеющих несколько заболеваний (В.П. Зайцев, 1998; Е.В.Архипова, 2003; Л.Б. Андрющенко, 2005). Истоки этой негативной тенденции проявляются еще в школьные годы. Так, большая часть абитуриентов (свыше 50 %) уже при поступлении в вуз имеют отклонения в состоянии здоровья. Специалисты отмечают снижение морфофункционального развития и психоэмоционального статуса студентов (А.Н. Седашов, 2003; Т.Н. Власова, 2003; Л.Б. Андрющенко, 2004).

Сложившееся положение со здоровьем, физическим развитием и физической подготовленностью студентов вызывает большую озабоченность и требует поиска эффективных средств и методов для полной коррекции состояния здоровья студентов при существующих различных заболеваниях.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день очень разрознены и нескоординированы занятия со студентами специальных медицинских групп. Эти студенты чаще всего находятся под контролем врачебно-физкультурных диспансеров, где занимаются непродолжительное время. Мы предлагаем определенную систематизацию по видам заболеваний и программу, благодаря которой эти студенты могут регулярно заниматься в условиях педвуза.

Противоречия:

– между потребностью в здоровом студенте вуза для его будущей профессиональной деятельности и отсутствием разработанной целостной системы, которую можно последовательно реализовывать в  вузовском, образовательном, оздоровительно-реабилитационном процессе в контексте данного исследования;

– между преобладанием традиционного подхода при подготовке студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам и требованиями, предъявляемыми государственными программами.

Проведенный аналитический обзор доступной научно-методической литературы показал, что в настоящее время разработаны теоретико-методические основы физического воспитания со студентами, отнесенными по состоянию здоровы к социальной медицинской группе и общие положения воспитания  мотивационно-ценностного отношения основной массы студентов к физической культуре.

В тоже время в научной литературе разработаны особенности организации и методики физкультурно-оздоровительной работы со студентами, имеющими ослабленное здоровье; определены методы и методические приемы осуществления личностного подхода к этой категории студентов; методические принципы использования физических упражнений и последовательность их применения; формы и методы педагогического контроля за уровнем физической подготовленности студентов, нормированием физических нагрузок; особенности подхода к обучению двигательным действиям и совершенствованию физических и волевых качеств у разных категорий занимающихся, отличающихся по патологическим показателям.

Отмечено снижение показателей морфофункционального развития, крайне низкий уровень развития основных физических качеств у студентов. Как известно физическая культура является одним из средств формирования и поддержания оптимального уровня их здоровья в вузе.

Немаловажное значение в повышении эффективности физкультурного образования принадлежит самообразовательной деятельности студентов, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов.

По вопросам физического воспитания студентов специальных медицинских групп нет единых программ и единой методики проведения занятий. Нет единого подхода и по вопросу комплектования групп, Довольно разноречивы мнения по выбору средств и методов физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. Недостаточно разработаны вопросы методики проведения занятий, их содержания, объёма и интенсивности нагрузок. В различных вузах эти задачи решаются по-разному.

Исследованию проблем физкультурного образования студентов посвящено значительное количество работ. Однако больше разработаны вопросы организации и содержания физкультурного образования студентов основной группы. Вопросам физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем уделяется недостаточно внимания. Исследования в этой области, в основном, носят узконаправленный характер с решением задач физической реабилитации при определенных патологиях. Недостаточно разработаны вопросы индивидуального подхода к физкультурному образованию студентов специальных медицинских групп.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:23:20 +0500
Хостинг от uCoz