ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Мутовкина Т.Г., Гурова Е.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СОСТОЯНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Т.Г. Мутовкина, Е.В. Гурова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Изучение многоуровневой иерархической организации психических процессов и функций у детей с церебральной патологией, в частности при ДЦП в условиях дизонтогенеза требует обширного и всестороннего анализа.

Структурные изменения мозга у детей с ДЦП подразделяют на неспецифические изменения самих клеток и изменения, связанные с нарушением развития мозга, т.е. с дизонтогенезом (Мамайчук И.И.). Исследования ряда детских нейропсихологов проводились в двух направлениях: изучение очаговых поражений мозга у детей на разных этапах онтогенеза и комплекса нарушений высших психических функций, складывающегося из дизонтогенетических симптомов (Калижнюк Э.С., Хомская Е.Д., Мамайчук И.И.).

Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, выявляемые у этих больных (Мамайчук И.И.). Своеобразие различных вариантов интеллектуальной недостаточности определяется особенностями патогенеза – локальным фактором, незрелостью или повреждением определенных функций, коррелирующих с формой заболевания (Калижнюк Э.С.). Мультифакторный этиопатогенез заболевания обусловливает, по-видимому, в одних случаях преобладание мехенизмов дизонтогенеза в виде легкой задержки темпа или искажения психического развития наиболее молодых функциональных систем мозга, в других – доминирование механизмов негрубых (энцефалопатических) повреждений мозга с недостаточностью функционирования наиболее высоких уровней, обеспечивающих интеллектуально-познавательные процессы (Калижнюк Э.С.).             Смирновым В.М., Григорьевой Л.П. и др. на основе обобщения результатов нейропсихологического исследования психических процессов при повреждениях головного мозга в детском возрасте было установлено, что в процессе онтогенетического развития изменяется не только структура психической функции, но и ее мозговая организация.

Функциональная неравнозначность различных отделов головного мозга в детском возрасте отчетливо проявляется как на межполушарном, так и на внутриполушарном уровнях. Мозговая организация психических процессов не остается неизменной в онтогенезе и претерпевает существенные изменения [1].

С наибольшей отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга проявляется при анализе механизмов межполушарного взаимодействия. Развитие высших корковых функций предполагает не столько дифференциацию, столько интеграцию различных отделов головного мозга, обеспечиваемых формированием межполушарных и внутриполушарных связей. Особенности мозговой организации высших психических функций (ВПФ) и формирование в онтогенезе функциональной асимметрии мозга в условиях его раннего поражения, а также своеобразие различных вариантов интеллектуальной недостаточности, определяющейся незрелостью или повреждением определенных функций, коррелирующих с формой заболевания, значимо для понимания восстановительных способностей мозга и подбора приемов реабилитации таких детей (Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И.).

Проведенные нами нейропсихологические исследования детей с отклонениями в сенсорном и интеллектуальном развитии показали, что с увеличением тяжести сенсорного и психического дефекта возрастает функциональная активность правого полушария, и гиперфункция правого полушария компенсирует дефицит функциональной активности левого полушария.

Использование психометрических методов в сочетании с нейропсихологическими, имеет, по мнению Хомской Е.Д., важное значение при исследовании нейропсихологических синдромов у детей. Такой подход позволяет выявить не только уровневые, но и структурные характеристики интеллекта обследуемого ребенка, определить значимость определенных функций в общей структуре интеллекта, выделить характер нарушений и их локализацию.

Анализ топической локализации мозговой недостаточности у детей, перенесших перинатальные вредности и при ДЦП, демонстрирует дисфункцию всех отделов коры больших полушарий, в равной степени лобно-теменно-височных его отделов, которые наиболее уязвимы на ранних этапах нейроонтогенеза. У меньшего числа обследуемых отмечается недостаточность функций затылочных долей. Вместе с тем, серединные структуры мозга, обеспечивающие межполушарные взаимодействия, также отличает высокий процент поражения, что отрицательно влияет на развитие нормальной доминантности полушарий и их деятельности как единой функциональной системы.

Патологические изменения мозга у детей с различными формами ДЦП методом компьютерной томографии были установлены нами в 68% случаев. Для дифференциальной диагностики представляет значительный интерес степень нарушения познавательных процессов при разных формах ДЦП. По мнению Калижнюк Э.С. (1987), нарушения ВПФ у таких детей проявляются в виде задержки психического развития (ЗПР) – состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее промежуточное положение между интеллектуальной нормой и недоразвитием познавательной деятельности. Некоторыми авторами ЗПР обозначается как «пограничная интеллектуальная недостаточность» (Смирнов В.М., Мамайчук И.И., Григорьева Л.П. и др.).

При ДЦП ЗПР обусловлена резидуально-органическим поражением головного мозга и по своей структуре приближается к вариантам с недостаточной сформированностью высших корковых функций. Основная роль в генезе задержки умственного развития у таких детей принадлежит гипоксии, травме, заболеваниям и т.п., которые приводят к сравнительно негрубым нарушениям темпа развития тех или иных мозговых структур. ЗПР у детей с церебральными параличами, вероятно, связана с нарушением созревания и функциональной недостаточностью более молодых и сложно организованных систем мозга, относящихся, главным образом, к теменным и лобным отделам полушарий, регулирующих сознательные акты поведения и деятельности человека (Калижнюк Э.С., 1987). 

Особенностью задержки психического развития, возникающей как при ДЦП, так и при других заболеваниях, формирующихся на фоне ранней органической недостаточности, является выраженности органического радикала в структуре интеллектуального дефекта – инертность психических процессов, замедленность включения и переключения в заданиях, персеверативность мышления, перцептивные нарушения, недостаточность концентрации внимания и способности удерживать воспринятый материал, неустойчивость организационной деятельности (Мамайчук И.И.).

Значительно снижают интеллектуальную продуктивность и существенно осложняют клиническую картину церебрастенические проявления, нередко сочетающиеся с гипертензионным синдромом. Легкая утомляемость и быстрая истощаемость обычно наступают при незначительном психическом и физическом перенапряжении. У большинства детей с церебральными параличами наблюдаются признаки органического варианта осложненного психического инфантилизма, к которому относят также его церебрастенические, невропатические и эндокринные формы (Калижнюк Э.С.).

Другой своеобразной особенностью ЗПР при ДЦП является неравномерный, диссоциированный характер интеллектуальной недостаточности – задержкой формирования одних психических функций и относительная сохранность других. На этом основании ЗПР преимущественно относится к группе пограничной интеллектуальной недостаточности.

Неравномерный, мозаичный характер интеллектуальной недостаточности обусловлен органическим поражением мозга (киста), причем нередко страдают наиболее молодые и специфические функции, которые формируются на более поздних этапах онтогенеза в процессе организованной деятельности (пространственный гнозис, праксис, счет, письмо). Динамика этого варианта интеллектуальной недостаточности при ДЦП по полученным нами данным относительно благоприятна, т.к. клинические проявления в основном редуцируются при коррекционных воздействиях, дети заканчивают 9 или даже 11 классов, получают среднее специальное образование.

Литература

1.  Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Экзамен, 2006. – 352 с.

2.  Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. – Киев: Вища школа, 1987. – 269 с.

3.  Хомская, Е.Д. Нейропсихология, 4-е издание / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

4.  Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

5.  Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М. Смирнов. – М.: Академия, 2007. – 464 с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 18:00:37 +0500
Хостинг от uCoz