ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Кокорева Е.Г.

 

 Домашняя
Вверх

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

Е.Г. Кокорева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Назначение физической нагрузки, особенно для детей с сенсорными нарушениями, должно производиться с учетом их функционального состояния. Поэтому для разработки двигательных режимов детей представляет интерес изучение физического развития в разных возрастных группах. Достаточно большое количество работ указывают на отставание физического развития инвалидов по зрению [4].

Ряд авторов показали, что большинство слабовидящих детей имели низкий и ниже среднего уровни физического здоровья, низкие показатели ЖЕЛ и времени задержки дыхания [1,3]. Можно предположить, что подобное состояние физического здоровья слабовидящих детей напрямую зависит от снижения их двигательной активности. Однако было достоверно установлено, что, несмотря на отставание в физическом развитии, показатели концентрации внимания и кратковременной сенсорной памяти у детей с нарушениями зрения значительно выше, чем у здоровых [2].

Цель данного исследования состоит в изучении физического развития у детей 7–10 лет с сенсорными нарушениями.

Обследовали детей школьного возраста 7–10 лет. Нарушения зрения составили: аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие, амблиопия; нарушения слуха – нейросенсорная тугоухость III и IV степени. Изучение индивидуального физического развития проводилось путем расчета различных морфо-функциональных показателей, таких как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила правой и левой кисти. Оценка физического развития проводилась методом индексов:

Индекс Кетле – показатель физического развития по соотношению отдельных антропометрических данных: ИК= Вес (гр)/ Рост (см);

Жизненный индекс – характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата: ЖИ= ЖЕЛ (мл)/ Вес (кг);

Силовой индекс – определяет развитие силы отдельных групп мышц относительно веса тела: СИ= сила пр. кисти/ Вес (кг).

Результаты исследования показали, что у здоровых школьников в период с 7 до 10 лет увеличение показателя массы тела у мальчиков происходило до 8 лет, а у девочек – до 10 лет, показатели роста и индекса Кетле увеличивались более равномерно (рис. 1). Показатель жизненной емкости легких у мальчиков увеличивался, особенно интенсивно после 8 лет, а у девочек выявлена тенденция к снижению этого показателя в 8 лет. Жизненный индекс, как у мальчиков, так и у девочек неравномерно снижался, с наименьшими показателями в 8 лет. Таким образом, у здоровых девочек, несмотря на увеличение с возрастом росто-весовых показателей, выявлена тенденция к снижению функциональных показателей легких (ЖЕЛ, жизненный индекс) в 8 лет.

У детей с сенсорными нарушениями, в отличие от здоровых сверстников, весо-ростовые и функциональные показатели с возрастом равномерно повышались (рис. 1). Однако жизненный индекс у мальчиков с возрастом – снижался, а у девочек, в отличие от здоровых – увеличивался, силовой же индекс увеличивался с возрастом не равномерно, снижаясь у девочек с нарушением зрения в 8 лет, а у девочек с нарушением слуха – в 9 лет.

После проведенного обследования выявлены следующие особенности физического развития детей с сенсорными нарушениями. Так, у мальчиков с нарушением зрения в период с 7 до 10 лет сохранялись высокие антропометрические показатели, но функциональные – постепенно снижались и к 9 годам были ниже, по сравнению с таковыми показателями у мальчиков других групп. У девочек с нарушением зрения с 7 до 10 лет показатели, как антропометрические, так и функциональные имели средние значения, относительно данных показателей у девочек здоровых и с нарушением слуха. Антропометрические показатели у  мальчиков с нарушением слуха были ниже, а функциональные индексы выше, чем у мальчиков других групп, у девочек же с нарушением слуха антропометрические показатели после 8 лет сохранялись более низкими, по сравнению с данными показателями у девочек других групп, а функциональные индексы – высокими.

 

Рис. 1 Показатели физического развития у мальчиков 7 – 8 лет с сенсорными нарушениями: З – здоровые, НЗ – с нарушением зрения, НС – с нарушением слуха; ИК – индекс Кетле, ЖИ – жизненный, СИ – силовой индексы

 

Таким образом, возрастной морфофункциональный гетерохронизм приобретает свои особенности при сенсорных депривациях, что выражается в ускоренном развитии отдельных качеств на разных возрастных этапах и уменьшении темпов возрастных изменений на других этапах.

Литература

1. Бутяева, В.В. Оценка уровня физического здоровья дошкольников с нарушением зрительного восприятия / В.В Бутяева // Альманах «Новые исследования». – 2004. – № 1–2. – С. 99–100.

2. Омельченко, О.Л. Особенности развития психофизиологических процессов у детей с нарушением зрения / О.Л. Омельченко // Рос. Физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т. 90, № 8. – С. 389.

3. Шейко, В.И. Показатели некоторых нейродинамических функций в условиях миопии средней степени / В.И. Шейко // Альманах «Новые исследования». – 2004. – № 1–2. – С. 426–427.

4. Шмельков, И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры / И.И. Шмельков. – М.: Знание, 1981. – 164 с.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 16:45:41 +0500
Хостинг от uCoz