ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Кашицин А.А., Кашицина К.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ИППОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

А.А. Кашицин1, К.А. Кашицина2

Детский эколого-биологический центр, г. Озерск1

Южно-Уральский Государственный университет, г. Челябинск2

 

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. В резолюции ООН, принятой 9 декабря 1975г. довольно обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами.

Долгие годы физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья, а средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. 90-е годы внесли серьезные изменения в отношении общества к инвалидам в России. Коллегия ГКФТ России 31 октября 1997 года рассмотрела вопрос «О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов», которая предусматривала разработку и совершенствование необходимых условий, создаваемых обществом для жизнедеятельности и занятий физической культурой и спортом этой категории населения.

В физической реабилитации инвалидов акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.).

В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП), являющимся одним из наиболее частых инвалидизирующих заболеваний ортопедо-неврологического профиля. Причиной церебрального нарушения двигательной функции при ДЦП является повреждение головного мозга до, во время и после родов. Выделяют пять основных видов церебрального нарушения двигательной функции, по Флемигу: спастика, атетоз, атаксия, центральная гипотония и смешанные формы. Относительно пораженных частей тела выделяют: тетраплегию (все четыре конечности и туловище поражены в равной степени), диплегию (нижние конечности поражены сильнее, чем нижнее), гемипарез (поражена только одна сторона тела) и двусторонний гемипарез (одна сторона тела поражена больше, чем другая). У таких детей нарушена осанка, они, в большинстве случаев, не способны нормально передвигаться, мелкая моторика затруднена, у многих выявляется неспособность к самообслуживанию. Часто страдает и умственное развитие: полное отсутствие или нарушение речи, низкая концентрация внимания, затрудненное мышление. Такие дети вынуждены долгие годы подряд, а иногда и в течение всей жизни, проходить курс реабилитационных мероприятий. Обычно они живут и учатся вдалеке от родителей в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Большая часть детей, страдающих ДЦП, при несвоевременном и несистематическом лечении характеризуется резким снижением реабилитационного потенциала и возможностей к социальной адаптации.

В связи с расширением методов лечения, развитием адаптивной физической культуры, физической реабилитации и внедрением современных технологий лечение ДЦП становится все более успешным, но при условии соблюдения основных дидактических принципов  организации системы реабилитационных мероприятий: своевременности, непрерывности, преемственности и комплексности лечения.

Особые успехи в лечении детей с диагнозом ДЦП приносит комплекс мероприятий: лечебная физическая культура (ЛФК), массаж и иппотерапия (лечебная верховая езда – ЛВЕ).

ЛВЕ – это особая форма ЛФК, включающая в себя комплекс терапевтических воздействий, проводимых с участием лошади. Иппотерапия объединяет в себе реабилитационные, педагогические, психологические и психосоциальные воздействия.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физической культуры позволяет решать следующие основные задачи:

1) противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;

2) развивать физическую активность больного;

3) способствовать восстановлению нарушенных функций;

4) улучшать или восстанавливать утраченные навыки;

5) обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые  навыки.

Основной физиологический механизм воздействия иппотерапии на организм пациента основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений: улучшение крово- и лимфообращения, ускорение обмена веществ, повышение настроения, общего тонуса организма и уровня физической подготовленности. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые бездействуют, даже не будучи пораженными. Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений при нормальной ходьбе. Тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спазмированные приводящие мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Кроме физиологического воздействия, лечебная верховая езда оказывает положительное влияние на психическую сферу пациента. ЛВЕ вызывает у пациента сильнейшую мотивацию: желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Это способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при ДЦП, что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

Применение иппотерапии требует соблюдения обязательного присутствия врачебно-педагогического контроля за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости, а также соблюдения основных принципов дидактики.

Такая уникальная форма ЛФК в последнее десятилетие получила широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Повсюду открываются конно-спортивные клубы, специальные манежи, в которых предусматриваются занятия с инвалидами.

В Челябинской области насчитывается несколько десятков таких клубов. В городе Озерске, расположенном в 120 км от Челябинска, в октябре 2004 года при  конно-спортивном клубе «Мустанг» был организован клуб лечебно-верховой езды «Надежда». В нем занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, с диагнозом детский церебральный паралич, в количестве десяти человек. Занятия с инвалидами  на открытом манеже проводятся 2–3 раза в неделю, бесплатно, для всех желающих, при участии тренера по конной верховой езде, врача-невропатолога, родителей занимающихся и детей-спортсменов, функция которых заключается в помощи инвалидам при овладении навыками верховой езды. Группа ребят в возрасте 10–18 лет посещает занятия в течение пяти лет и менее. Кроме того, ребята участвуют в соревнованиях по параолимпийской выездке разного уровня: от городского до российского. Антон Шалимов в свои 18 лет уже является абсолютным чемпионом России 2009 года и имеет звание кандидата в мастера спорта по параолимпийской выездке. Самое поразительное в истории Антона то, что еще пять лет назад он был полностью прикован к инвалидному креслу. Но благодаря занятиям лечебной верховой ездой, Антон получил возможность самостоятельно передвигаться без помощи взрослых, у него заметно улучшилась речь, несомненно, выросли самооценка и уверенность в своих силах. Все это помогло юноше реабилитироваться и адаптироваться в социальной среде. Пример Антона не единственный, поражающий своей историей. В результате лечения у всех детей прослеживается положительная динамика течения заболевания, уменьшение спастического синдрома. Улучшение наблюдается при всех формах ДЦП. Это объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдается уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли. Все это благотворно влияет на ребенка в целом, вырабатывая интерес к иппотерапии, при которой, в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что является  огромной движущей силой в их оздоровлении. Успехи в верховой езде формируют личность ребенка: чуткость к движениям лошади тренирует реакцию; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует. Занимающийся начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль, и он не чувствует себя социально отсталым. Так в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Современное состояние иппотерапии как эффективного средства реабилитации детей с диагнозом ДЦП позволяет надеяться на дальнейшее развитие этого направления физической и психической реабилитации. Исследования, проводимые в этой области, и полученные результаты положительной динамики в течение заболеваний всех форм ДЦП не могут не привлекать внимания специалистов адаптивной физической культуры. Актуальные проблемы, касающиеся реабилитации и социальной адаптации инвалидов, должны быть включены в список проблем, рассматриваемых на  государственном уровне чиновниками и другими государственными деятелями. Это направление требует, прежде всего, адекватного финансирования, что даст возможность детям-инвалидам проходить более качественную физическую и психическую реабилитацию с последующей социализацией в обществе.

Литература

1.      Гуревич, Д.А. Лечебная верховая езда / Д.А. Гуревич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №5. – С. 27–28.

2.      Гурвич, П.Т. Центр лечения верховой ездой / П.Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №2. – С. 26–27.

3.      Гурвич, П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии / П.Т. Гурвич // Неврология и психиатрия. – 1997. – №8. – С. 65.

4.      Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Т.В. Герасимова. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 65–75.

5.      Шоо, М. Спортивные и подвижные игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / М. Шоо. – М.: Академия, 2003. – С. 10–13.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 13.11.2009 16:45:49 +0500
Хостинг от uCoz