ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дашкова А.К., Рукосуева Т.Г.
|
Психолого-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни в Сибирском федеральном университете А.К. Дашкова, Т.Г. Рукосуева Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Внимание к вопросам здоровья и здорового образа жизни, в настоящее время, заметно возросло. Это можно объяснить резким снижением уровня жизни россиян, социально-экономи-ческой ситуацией в стране, которая приводит к массовой алкоголизации, наркотизации, росту заболеваемости СПИДом и другим катастрофическим изменениям в состоянии здоровья студентов и населения в целом. В связи с этим актуальность психолого-педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни приобретает важное значение, однако проводимая работа в области здоровья и традиционные подходы к ориентации личности на здоровый образ жизни не дают желаемого результата. Исследования последних лет показывают рост числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Выявлено, что к числу наиболее распространенных форм патологии у студентов относятся заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, главным образом, сколиоз), нарушения остроты зрения (близорукость), распространены заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, отклонения артериального давления от физиологической нормы), пищеварительной системы (гастриты холециститы, колиты), а также заболевания нервной системы и нарушения психического здоровья. С позиции теории системного подхода, разработанного П.К. Анохиным [1], здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья. Именно системный подход позволяет изучить взаимосвязи организма и окружающей среды, влияние поведенческих реакций на гомеостатическую систему, выявить социальные потребности личности, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни и сохранить резервные возможности организма. По мнению О.Н. Московченко [2] понятие здоровый образ жизни включает в себя способ жизнедеятельности, формирующий человека как субъекта творческого, активного, мотивированного на самосовершенствование и самореализацию, сохранение и укрепление здоровья, формирование нравственных установок и потребностей, исключающих вредные привычки. Ориентация студентов на здоровый образ жизни в современной высшей школе не возможен без участия самих педагогов. Однако педагоги часто не только не способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни у студентов, но и сами создают непреодолимые трудности, разрушающие здоровье их учеников. В связи с этим должны быть пересмотрены общие подходы к проблеме психолого-педагогической ориентации студентов и самих педагогов на здоровый образ жизни. При обучении следует учитывать, индивидуальные особенности личности, эффективность умственной, физической деятельности и многое другое. Но самое главное – привить студентам самодисциплину, позволяющую сохранить их здоровье. В связи с этим необходимо разработать программы по теории образования и воспитания, которые способствовали бы самоориентации личности на здоровый образ жизни. Известно, что современная высшая школа дает студентам хорошие базовые знания по специальным дисциплинам, но вузовский преподаватель часто не имеет валео-педагогической подготовки, без которой нельзя сохранить здоровье, как студентов, так и самого педагога. Проблемы ориентации студентов на здоровый образ жизни успешно решает современная научная дисциплина «Валеология». На кафедре валеологии Сибирского федерального университета образовательный процесс основан на использовании информационных технологий, что ставит образовательный процесс на новый уровень. За время существования кафедры профессорско-преподавательским составом совместно со студентами было разработано большое количество автоматизированных комплексов, направленных на диагностику функциональных и психофизиологических состояний организма для последующей коррекционной работы. Сравнительный анализ данных образа жизни студентов Сибирского федерального университета показал взаимосвязь между образом жизни и качеством усвоения образовательных программ. На сегодняшний день выявлено, что образ жизни оказывает влияние не только на здоровье человека, но и на резервные возможности организма. Одним из факторов поддержания здоровья является ориентация личности на здоровый образ жизни, который позволит студентам активно участвовать в образовательном процессе, выстраивать межличностные отношения, сформировать нравственные установки и потребностно-мотивационную сферу. На рис. 1 представлено исследование динамики образа жизни студентов СФУ.
Рис. 1. Динамика образа жизни студентов СФУ
Анализ полученных данных показал, что в связи с меняющийся социально-экономической ситуацией в стране увеличилось количество студентов совмещающих учебу с работой. У многих имеются проблемы с режимом сна и отдыха, поменялись приоритеты на виды досуга и двигательную активность, отмечено повышение информационных перегрузок на фоне гиподинамии, а как следствие, перенапряжение организма и изменение состояния здоровья. Отмечено, что для снятия стрессогенных факторов студенты часто используют наркотические анальгетики, слабые алкогольные напитки, увеличилось количество курящих девушек. В студенческие годы заканчивается формироваться структура ценностей личности, именно в этом возрасте необходимо формировать нравственные установки и потребности, исключающие вредные привычки, что позволит не только сохранить здоровье, но и повысит резервные возможности организма. В связи с этим учебный процесс в вузе призван решать разнообразные задачи по сохранению и укреплению здоровья студентов, скорректированные в соответствии с психолого-педагогическими требованиями. Таким образом, необходимо: осуществлять изучение механизмов формирования, развития, сохранения резервов адаптационных систем организма в онтогенезе; формирование образа жизни студента путем развития интеллектуальной творческой деятельности, воспитания, повышения культуры знаний психофизиологии своего организма, мотивации на здоровье; разработку методов генетического психофизиологического мониторинга здоровья студентов. Вести информационно-просветительскую деятельность, разработку учебно-методической литературы по ориентации студентов на здоровый образ жизни, осуществлять подготовку и повышение квалификации преподавательских кадров. Литература 1. Анохин, П.К. Общая теория функциональных систем организма / П.К. Анохин // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. – М.: Медицина, 1974. – 56 с. 2. Московченко, О.Н. Индивидуальное здоровье человека: аспект биологической, психофизиологической и социальной адаптации / О.Н. Московченко // Валеология, 2000. № 4. – С. 8–13. 3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М., 1990. – 208 с. 4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2006. – 315с.
|
Отправить сообщение для:
vdy-55@mail.ru
|