ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Гурова Е.В., Мутовкина Т.Г.

 

 Домашняя
Вверх

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ И ПЛАВАНЬЯ

У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ

Е.В. Гурова, Т.Г. Мутовкина

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Отставание темпов психомоторного развития отмечается у большого количества детей первого года жизни при многих заболеваниях: рахите, гипотрофии, повторных заболеваниях респираторными вирусными инфекциями. Эти изменения не связаны с повреждением головного мозга и с возрастом компенсируются при соответствующем уходе, так как нарушение становления психических и моторных функций обусловлено замедлением темпов созревания и дифференцировки мозговых структур и их функциональных проявлений. В то же время дети раннего возраста с различными функциональными и органическими поражениями центральной нервной системы, появившимися в результате постгипоксических изменений головного мозга, требуют ранней диагностики и своевременного лечения, особенно при наличии слабо выраженной симптоматики патологических состояний. В первые месяцы жизни ребенка особенно велика возможность устранения патологических состояний, предотвращение неустранимых в более позднем возрасте последствий заболеваний. Высокая эффективность применения оздоровительной работы обусловлена большой пластичностью организма детей первого года жизни. Первый год жизни ребенка отмечен высочайшей интенсивностью развития. Ни в один из последующих периодов он не приобретает так много, как в первый год. Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма не одинаковы в различные периоды жизни детей. Это определяет особенности возрастной реактивности. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего организма, его анатомо-физио-логические особенности, можно оказывать на него комплексное  воздействие и нормализовать психическое и моторное развитие.

Можно предположить, что комплекс методов адаптивной физической культуры, массаж, динамическая гимнастика и плавание является более эффективным в системе оздоровления детей раннего возраста, чем применение одиночных оздоровительных методик.

В соответствии с предложенной гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать методику применения комплекса оздоровительных методов в занятиях с грудными детьми по данным наблюдения в динамике формирования основных двигательных навыков.

2. Оценить эффективность разработанной методики, включающей массаж, динамическую гимнастику и плавание, в физическом воспитании и оздоровлении детей первого года жизни по данным антропометрических измерений (массы и длины тела, весоростового индекса).

Основными методами воздействия являются: вестибулярный, двигательный, осязательный, слуховой, зрительный. Умелое и своевременное использование метода сенсорно-двигательного возбуждения позволяет развить ребёнка и снять многие проблемы нарушения двигательных функций. При этом увеличивается продолжительность, частота и интенсивность сенсорной подачи информации и двигательной активности. Увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и центральной нервной системы. Таким образом, выполняемые двигательные акты детьми грудного возраста обеспечиваются сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной системами и теплорегуляционными механизмами. Согласованность в работе физиологических систем обусловлено подключением нервной системы. Отмечается, что работа мышц есть работа мозга. Этим и определяется взаимозависимость мышечной работы и нервной системы. В результате использования средств физического воспитания осуществляется функциональное изменение характера нервных процессов возбуждения и торможения. При своевременной смене возбуждения торможением происходит восстановление работоспособности нервных клеток и совершенствуются сила, уравновешенность и подвижность. Динамическая гимнастика становится одним из средств всестороннего, гармоничного развития благодаря тесной связи физического и психического развития. С самых первых дней жизни для малыша необходимы движения, упражнения, цель которых – дать возможность раскрыться заложенным в нем потенциалам, дать возможность природе реализовывать свои эволюционные программы. Непосредственными задачами динамической гимнастики являются: коррекция опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба); преодоление слабости отдельных мышечных групп; улучшение подвижности в суставах; нормализация тонуса мышц; улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ребенка; общая релаксация (расслабление) организма, что происходит после усиленной физической нагрузки.

Первым этапом занятий является использование врожденных рефлексов новорожденных: рефлекс Робинсона (хватательный), рефлекс опоры, рефлекс «автоматической походки» (шаговый), рефлекс Бауэра (ползания).

Эта серия упражнений, направленная на развитие мышц, суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно-сосудистую систему и вестибулярный аппарат. На языке движения можно помочь ребенку уже в самом раннем возрасте получить конкретные представления о строении его тела, знании о том, как оно работает, как напрягается и отдыхает, каковы его возможности и где их предел. Малыш знакомится с пространством и временем, узнает, что такое верх и низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, амплитуда, положение и взаиморасположение. Очень много сведений получает ребенок и о родителях – как они к нему относятся, насколько его чувствуют, что ему хотят предложить, насколько в него верят и насколько способны его понять.

Массаж оказывает специфическое воздействие на организм малыша. Родители отмечают, что первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильный раздражитель – при выполнении поглаживания ног, живота, в то время когда другие раздражители – зрительный (знакомое лицо, игрушка) и слуховой (ласковый разговор), еще не воспринимаются. Это объясняется тем, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше других (зрительного и слухового). У ребенка первых месяцев жизни тактильный раздражитель вызывает не только эмоциональные, но и двигательные реакции. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям к коре головного мозга направляются потоки импульсов, что благотворно сказывается на центральной нервной системе. Благодаря этому улучшается контроль и регулирование работы всех органов и систем.

Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, ребенку легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке. Благоприятное влияние воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным периодом его развития во внутриутробной среде и несомненным сохранением уже после рождения плавательных рефлексов. Ребенок при движении ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры, укрепляя нервную систему, способствуют хорошему сну, ускорению развития органов и систем. И.Б. Чарковский (1991г.) разработал разностороннюю методику адаптации новорожденных к водной среде. Он показал возможность развивать нервную систему и мозг ребенка, сделать его сильнее и выносливее. Многократные погружения ребенка под воду по определенной методике создают режим умеренной гипоксии, в крови повышается концентрация углекислоты, а это в свою очередь приводит к рефлекторному расширению сосудов в организме ребенка гемоглобин крови начинает активнее отдавать кислород и ткани получают его в избытке. Происходит перераспределение крови к жизненно важным органам, что особенно важно для коры головного мозга и поврежденных органов ребенка. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног и туловища. На фоне их деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Во время выполнения плавательных движений последовательно происходит напряжение и расслабление мышечных групп, что также благоприятно сказывается на всестороннем развитии мышечной системы.

Исследование проводилось с февраля 2008г по ноябрь 2008г, на базе МУЗ ДГКБ № 7 города Челябинска и научной лаборатории кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки факультета физической культуры и спорта (ФКиС) Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). Чтобы выяснить эффективность применяемого комплексного метода, мы проводим сравнительный анализ между основной и контрольной группами. Каждая группа состоит из 10 человек. Основная группа – дети, которые занимались по оздоровительной методике, приведённой выше. Контрольная группа – дети, развитие которых проходило по традиционному методу. Исследования начинались, когда дети были в возрасте 1 месяца. Повторные исследования проводились, через 3 месяца при возрасте детей 4 месяца. Все исследования проводились с каждым ребенком индивидуально.

 

Таблица 1.

Средние значения исследования физического развития детей 1–4 месяцев

 

 

I обследование (1 мес.)

II обследование (4 мес.)

Основная

Контрольная

Основная

Контрольная

Вес (кг)

4,34±0,16

3, 89±0,19

6,58 ± 0, 34

6, 15 ± 0, 5

 

р>0, 05

p>0, 05

Рост (см)

54, 4±1, 12

53,7±0,89

62,5 ± 1,23

61, 1 ± 2,3

 

р>0, 05

p<0, 05

Окружность головы (см)

36, 7±0,08

 

36,8±0, 08

42,3±1,04

40, 9 ± 1,6

 

р>0, 05

p<0, 05

 

Сравнительный анализ результатов (табл. 1) позволил установить, что до применения оздоровительного комплекса, дети основной и контрольной групп  росли по одинаковой схеме. После проведения методики отмечено повышение развития ребёнка в росте в обеих группах, но в основной он выше, чем у контрольной. Применения таких средств как массаж, динамическая гимнастика и плавание с последующим закаливанием, способствуют ускоренному развитию всех органов и систем. В таблице 1 показаны результаты изменения окружности головы у детей 1–4 месяцев. Отмечено, что при одинаковых исходных данных в начале обследования, к концу – произошли изменения. Так как наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка, то и окружность головы у него увеличивается пропорционально росту ребёнка. В первые 1–4 месяца ежемесячная прибавка равна 1,0–1,5 см, а затем 0,5–0,7 см. У новорожденного высота головы составляет примерно 1/4 общей длины тела. Нарастание параметров мозговой части черепа обусловлено увеличением массы самого мозга и вследствие этого расширением черепной коробки, а также утолщением и приростом некоторых выступающих его участков, например надбровных дуг, области височной кости сзади от наружного слухового прохода. Увеличению объёма головы способствует миелинизация. Образование миелина, который в несколько слоёв окутывает отростки нервных клеток, ассоциативные волокна и проводники, постепенно изолируя  нервные волокна, является одним из компонентов созревания нервной системы и главной причиной увеличения размеров мозга. Следовательно, у детей основной группы быстрее происходит морфологическое и функциональное созревание ЦНС: совершенствуются процессы возбуждения и торможения; совершенствуется двигательная активность ребёнка.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка – это различные двигательные умения ребенка. У детей с различными нарушениями функций центральной нервной системы наблюдаются различные сроки угасания тонических рефлексов. Вследствие этого происходит задержка психомоторного развития ребенка, а в сочетании с нарушениями мышечного тонуса могут наблюдаться патологические изменения костно-мышечной системы, задерживаться формирование координированности движений рук и ног. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться). По сравнению со сверстниками наблюдается более быстрое развитие физических данных, психомоторных и эмоциональных показателей.

При проведении анкетирования и опроса родителей о самочувствии и поведении их детей в домашних условиях были выявлены ряд положительных факторов: улучшение ночного и дневного сна (особенно после занятия), повышенный тонус мышц сгибателей постепенно исчезает, улучшение аппетита, у детей наблюдается хорошее настроение, они становятся активнее и веселее, развивается самостоятельность малыша. Таким образом, в двигательном аппарате постепенно с возрастом ребенка развиваются сложные преобразования, которые способствуют компенсации имеющихся нарушений и стимулируют развитие произвольной моторики. В дальнейшем можно надеяться на полную компенсацию негрубых нарушений мозгового кровообращения. Что в свою очередь позволит полностью восстановить здоровье ребенка.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 12.11.2009 17:11:12 +0500
Хостинг от uCoz