ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В., Арефьева А.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К УМСТВЕННЫМ НАГРУЗКАМ НА СЕВЕРЕ

Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В., Арефьева А.В.

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

grebnevann@mail.ru

 

В связи с тем, что в ХХ веке  Сибирь, в том числе Тюменская область подверглась наиболее интенсивным эколого-демографическим воздействиям, наиболее актуально и остро стоит проблема сохранения здоровья детей в экстремальных условиях, так как формирование  его уровня   происходит под влиянием суровых климатогеографических условий и  прогрессирующего загрязнения среды продуктами нефтегазодобывающей промышленности. Существенную нагрузку испытывают дети, мигрировавшие на северные территории с родителями из мест с более благоприятным климатом. Отсутствие необходимых знаний у населения Севера о правильном питании и его особенностях в холодном климате, здоровом образе жизни, социальная незащищенность ведут к повышению детской заболеваемости и смертности. Причем региональные вариации заболеваний во многом зависят от эффекта миграции в раннем детстве.

По мнению специалистов, среди причин, определяющих снижение адаптационных возможностей детского организма, по мере обучения постоянно увеличивается вклад внутришкольной среды (Баранов А.А.,1999; Безруких М.М., 2001). Отрицательное воздействие на здоровье детей оказывают повышенные умственные и психологические нагрузки – интенсификация учебного процесса, несоответствие учебных программ функциональным и возрастным возможностям детей, несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса, несовершенство и неэффективность системы физического воспитания. Комплексное обследование позволяет на донозологическом уровне оценивать и контролировать состояние здоровья, определять функциональные сдвиги и рассогласования в деятельности жизненно важных систем  при адаптации растущего организма к высоким умственным нагрузкам в условиях северной гиподинамии, с целью своевременной  коррекции и профилактики заболеваемости.

Методика. При массовых обследованиях применялись относительно простые и доступные методы, которыми пользуются в экспедиционных условиях. Основным принципом использования методики служила информативность для оценки уровня развития, деятельности жизненно важных систем, адаптивных возможностей организма. Основное внимание уделено исследованию уровня физического развития, динамики функционального состояния жизненно важных систем – сердечнососудистой и дыхательной, кислородообеспечивающая деятельность которых тесно связана с деятельностью других физиологических систем, лимитируя их возможности, почему может служить индикатором  состояния целостного организма.

Обследовано 160 первоклассников  школ северного г. Пыть-Ях, контрольными данными служили показатели 142 первоклассников г. Тюмени. Использовались измерения основных (тотальных) размеров тела – длины и массы (ДТ и МТ), окружности грудной клетки (ОГК) по унифицированной методике на антропометрическом оборудовании. Индивидуальная оценка физического развития проводилась на основе метода сигмальных отклонений по шкалам регрессии, которая позволяет оценивать гармоничность морфофункционального развития. Выделялись 3  группы физического развития:

1) группа среднего или нормального физического развития - при средней, повышенной или пониженной ДТ и гармоничному соотношению ДТ и МТ;

2) группа  риска по физическому развитию – при высокой или низкой ДТ при гармоничном развитии, а также при дисгармоничном развитии за счет дефицита или избытка жировой ткани;

3) группа с отклонениями в физическом развитии – при очень низкой или очень высокой ДТ при любой МТ, при резко дисгармоничном развитии за счет избытка МТ при любой ДТ, а также  при резко дисгармоничном развитии за счет дефицита МТ при любой ДТ.

Определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), частоту дыхания (ЧД), дыхательный (ДО) и минутный (МОД)  объемы дыхания, по результатам функциональных дыхательных проб – чувствительность дыхательного центра к гипоксии и гиперкапнии. Регистрировали ЧСС, определяемую по количеству интервалов R-R электрокардиограммы, уровень артериального давления (АД). Показатели регистрировали в покое, после физической нагрузки, в качестве которой применяли пробу PWC170. Использовали субмаксимальные нагрузки возрастающей мощности, при этом мощность работы определяли, исходя из возраста и МТ. По величине аэробной производительности и приросту показателей сердечно-сосудистой системы – величине пульса, систолическому и диастолическому (САД и ДАД) артериальному давлению, показателям сердечного выброса – (СО) и (МОК), сердечному индексу (СИ) делали заключение о запасе функциональных резервов организма. По состоянию активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС, реакциям сердечного ритма и гомеостатических систем на тестовые нагрузочные пробы, а также по корреляционным взаимоотношениям морфофункциональных показателей оценивали напряжение регуляторных механизмов.

Результаты и их обсуждение. Сравнительная оценка результатов обследования  первоклассников школ г. Пыть-Ях и Тюмени показала отставание северян от тюменских сверстников по основному антропометрическому признаку – ДТ (при p<0,01). В то же время  северяне не отличались от контрольной группы по МТ – показателю текущего состояния организма, хотя имели более низкие значения ОГК. Индивидуальный анализ распределения антропометрических признаков первоклассников-северян по сигмальным интервалам выявил существенные различия с контролем: по количеству средних значений ДТ и ОГК северян было больше, чем в контроле; северян с ростом «ниже среднего» было одинаковое количество с контролем. Процент сдвига показателей в сторону «выше средних» и «высоких» преобладал у детей контрольной группы. Среди северян заметно увеличена доля детей с избытком МТ. Увеличение количества детей, имеющих избыточную МТ, по всей вероятности, связано со снижением  уровня обменных процессов, которое отмечается в литературе у жителей высоких широт, что может быть обусловлено снижением резервных возможностей щитовидной железы. Не исключено, что дисгармоничное развитие северян, может быть связано и с нерациональным, однообразным питанием, при котором не учитываются возрастные особенности развития, специфика обмена веществ в условиях холодного климата. О том, что построение специальных пищевых рационов, разработка индивидуальных режимов труда, отдыха, питания с употреблением естественных антиоксидантов является жизненной необходимостью для жителей Севера известно давно. Тем не менее, исследования показывают, что большая часть жителей северных регионов до сих пор страдает витаминной недостаточностью, соотношение основных питательных веществ в организме северян далеко от оптимального. Как для северян, так и для тюменцев, характерно наличие большого количества отклонений в физическом развитии. Для северян характерна повышенная частота встречаемости средних значений показателей. Известно, что наименьший уровень отклонений в состоянии здоровья свойственен детям, у которых отмечаются именно средние значения антропометрических параметров (Дубинин с соавт., 1976; Никитюк,Чтецов, 1990; Максимова, 1993). Таким образом, формирующийся морфофункциональный тип  ребенка-северянина характеризуется практическим отсутствием крайних форм изменчивости, что, по-видимому, является специализированной реакцией организма на суровые условия среды. Для северян характерно достоверное повышение частоты дыхания по сравнению с контролем. При этом не выявлено разницы между полами  по величине дыхательного объема. Достоверным было и повышение легочной вентиляции (МОД) за счет увеличения ЧД.  Увеличение легочной вентиляции в условиях покоя расценивается как компенсаторная реакция на устойчивый ацидотический сдвиг крови, возникающий вследствие гиповентиляции при вдыхании холодного воздуха (Рощевский М.П. с соавт., 1992). Увеличение МОД обуславливается повышенной нагрузкой на сердечнососудистую систему, которая проявлялась в повышении встречаемости высоких значений ЧСС, САД и ДАД  у обследованных нами детей, по сравнению с контролем. По тесту PWC170 у первоклассников Севера выявлено значительное снижение по сравнению с контролем (p<0,001)  аэробной производительности организма, что, по данным Антроповой М.В. с соавт. (1996) может отражаться и на снижении умственной работоспособности детей, адаптирующихся к систематическому обучению. Средние величины удельного уровня максимального потребления кислорода (МПК) у северян составили: для мальчиков – 44,80,35,   девочек – 39, 90,48 мл/мин/кг, тогда как контрольные значения тюменских школьников составили  55,10,4 и 44,40,3 мл/мин/кг, для мальчиков и девочек соответственно.

Особенности формирования, изменчивость морфофункциональных показателей, достоверное снижение физической работоспособности детей-северян на  критическом этапе онтогенеза (кризис 7 лет) в условиях сочетанного влияния многих неблагоприятных факторов, отражают снижение функциональных резервов детского организма,  свидетельствуя о высокой «плате» за адаптацию и её незавершенности, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья, требуя не только проведения мониторинга развития, но срочного принятия необходимых коррекционных и профилактических мер, в первую очередь оптимизации двигательной активности, нормализации режима труда (обучения), отдыха и питания.

 

 

 

 

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 12.11.2009 17:13:09 +0500
Хостинг от uCoz