ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Глазкова Т.А., Миргородская Е.В., Бондарчук Т.В., Вирк О.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Т.А. Глазкова, Е.В. Миргородская, Т.В. Бондарчук, О.В. Вирк

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

virk-olena@mail.ru

 

В различных концептуальных моделях понятие «здоровье» толкуется по-разному. Всемирная организация здравоохранения трактует это понятие «Как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Следует отметить, что содержание статьи носит достаточно узкий, специфичный характер. Однако, на наш взгляд, нельзя ее раскрыть полно без показа ее места в общей комплексно-интегрированной системе обеспечения здорового образа жизни детей МДОУ «Творчество», г. Озерск, Челябинской области. Программа развития ЗОЖ детей является одним из разделов обще стратего-тактической Плана развития учреждения (2006–2011 гг.). В связи с этим представляем вашему вниманию обобщенную модель алгоритма цикличного обеспечения ЗОЖ детей МДОУ «Творчество» (в режиме интеграции структур и компонентов).

В обобщенной модели – 7 взаиморасположенных структурных частей и содержательных компонентов. В центре модели Ребенок, здоровье малыша: физическое, психическое, социальное, нравственное. Его сопровождаю, взаимодействуя: семья, медико-психолого-педагогическая, финансово-хозяйственная, управленческая службы. Видно, что разделение функций служб, семьи, которые декомпозируются в дальнейшем в Программы разных видов деятельности условно, они представляют единое целое. При этом сохраняется их специфичность и индивидуальность. Содержание компонентов представлено в виде алгоритма (правил) деятельности служб, семьи. Он образует законченный круг (цикл) своего развития в течение определенного времени (месяц, квартал, год). Циклы имеют тенденцию к повторам по правилам «Об одном и том же – по-разному».

В статье акцентируется внимание на программе деятельности медицинской службы, ее роли в образовательном процессе. Алгоритм (цикл) этой деятельности состоит из диагностики физического развития каждого ребенка; выявления и анализа причин отклонений от нормы, специфической коррекции и коррекции через педагогов, семью: заметим, что организация лечебно-профилактического сопровождения образовательной деятельности в МДОУ «Творчество» вытекает из общей модели и предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различным неблагоприятным воздействиям внешней среды, а так же реабилитацию детей после перенесенных заболеваний.

Программа состоит из 9 блоков, которые взаимосвязаны и работают друг на друга. Каждый блок декомпозируется на определенном действии, которые мы кратко охарактеризуем.

ДВИГАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТАЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в учреждении включает проведение: утренней гимнастики; гимнастики после дневного сна; физкультминуток; физкультурных занятий;занятий в бассейне; музыкально-ритмических занятий.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА складывается из организации: санитарно-эпидемиологи-ческого режима; рационального питания; ухода за детьми; оптимизации двигательного режима; организации сна.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ОБЪЕДИНЯЕТ: спортивные праздники; дни здоровья; подвижные игры на воздухе; выходы на природу.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА включает в себя: занятия с логопедом; занятия с психологом; совместную работу с психолого-медико-педагогической комиссией.

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРО-ВЕДЕНИЕ: физкультурных занятий; плавание в бассейне; формирование и работу групп лечебной физкультуры.

ЗАКАЛИВАНИЕ: Мы предлагаем использование природных факторов воздуха, воды, солнечной энергии.

ВОЗДУХОМ: утренний прием на улице; прогулки; соответствие температуры воздуха и слойности одежды; воздушные ванны; проветривание; дыхательная гимнастика.

ВОДОЙ: занятие в бассейне; полоскание ротовой полости и горла прохладной водой; солевые дорожки; обливание ног летом.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ.

Санитарное просвещение детей, педагогов и родителей проводится по специально разработанной программе.

Особое внимание уделяется профилактике заболеваемости. И, хотя мы достигли определенных успехов в этой области, если оценивать всю работу на 10 баллов, мы поставили бы себе 6–6,5 баллов.

Вся работа ориентированна на детей с педагогами и семьей. И делится на 2 блока: работа в период ЛОК и работу в период подъема заболеваемости и гриппом. Раскроем их.

Работа во время ЛОК

Цель – укрепить здоровье детей, закалить их.

ПЕДАГОГИ С ДЕТЬМИ проводят:

закаливание природными факторами, такие как: солнечные и воздушные ванны; босохождение по траве и дорожкам здоровья; обширные умывания; обливание ног; купание в открытых водоемах; игры с водой; прием соков и свежих овощей, фруктов; практикуется оздоровительный бег.

СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ РЕКОМЕНДУЕСЯ: активный выезд на природу; купание в (открытых водоемах) реках и озерах; пешие прогулки; полноценное питание; оздоровление в санаториях, профилакториях.

Определение периодов повышенной заболеваемости позволяет выстроить алгоритм лечебно-профилактической деятельности, а так же выбрать адекватные средства оздоровления детей в каждом из них. Например, в период осеннего межсезонья, когда в течение одного месяца погода меняется 3–4 раза, организм ребенка не успевает адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и дети заболевают чаще. Но в силу того, что продолжается действие положительных факторов летнего периода на организм, заболевания делятся не долго и с менее тяжелыми последствиями. В этот период уместно применение адаптогенов.

В весеннее межсезонье дети болеют дольше, поскольку влияние природных факторов на организм ослабевает. Поэтому, в это время оправдано назначение иммуностимуляторов, иммуномодуляторов и комплексных витаминных препаратов.

Алгоритм лечебно-профилактической деятельности.

1. В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ: витаминотерапию (длится около месяца до начала подъема заболеваемости). От того, как этот период организован, во многом зависит снижение заболеваемости детей, а также длительность последующих этапов. Его цель – подготовить организм ребенка к наступлению самого неблагоприятного в сезоне времени; проводиться смазывание слизистой носа оксолиновой мазью и закапывание интерферона; закаливание водой, воздухом; дыхательная гимнастика; массаж активных точек; используются фитонциды (в виде чесночных бус, применение эфирных масел, в питание вводится чесночно-луковые закуски).

ПЕДАГОГИ ВЫПОЛНЯЮТ: учат детей описывать свое самочувствие (формулировать жалобы) привычку полоскания рта и горла, промывания носа; обучают приемам массажа, рефлексотерапии; следят за соответствием температуры воздуха и слойностью одежды; обеспечивают оптимальный двигательный режим.

СЕМЬЯ осуществляет: контроль по выполнению детьми самомассажа; обеспечивает соответствие одежды температуре. Необходимо отметить, что нам не всегда удается добиться идеального соответствия, потому что родители часто норовят одеть детей теплее, чем нужно; организует рациональное питание.

2.ЭТАП ИНТЕНСИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ – ЭТО ВРЕМЯ ОТ НАЧАЛА ПОДЪМА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДО ЕЁ ВОЗВРАЩЕНИЯ В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ. Его цель: максимально поддержать организм в самое неблагоприятное время.

ПЕДАГОГИ С ДЕТЬМИ В ЭТОТ ПЕРИОД (по назначению врача-педиатра МДОУ): осуществляют прием «антигриппина», «афлубина», «веторона»; изменяют режим дня и режим нагрузок: больше времени проводят на свежем воздухе; уменьшают количество занятий проводимых в помещениях; сокращают продолжительность занятий; обеспечивают санитарно-противоэпидеми-ческий режим, режим проветривания, закаливания, продолжают формировать привычку к самоконтролю.

СЕМЬЕ рекомендуется: ограничить появление детей в общественных местах, транспорте; ограничить контакты с посторонними, больными; проводить профилактику ОРВИ и гриппа согласно рекомендациям врача; удлинить прогулки на свежем воздухе.

ВОСТАНОВИТЕЛЬНЫЙ (РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ) ЭТАП длится около двух недель после возвращения показателей к исходному состоянию.

Его цель – помочь организму ребенка восстановиться.

Медицинский персонал МДОУ для детей в ДОУ: организует прием иммуностимуляторов: «иммунал», «стимунал», «эхиноцея», «настойка женьшеня», «настойка элеутероккока», пентаксил, метилурацил, иммуномодуляторов: бронхикум; постепенно возвращают к полным учебным нагрузкам.

СЕМЬЯ осуществляет: усиление питания детей; прием витаминов; прогулки на свежем воздухе; следит за соответствием слойности одежды температуре воздуха.

Анализ заболеваемости позволяет достаточно точно определить начало повышения заболеваемости, которая приходится на октябрь, ноябрь. Ее пик в январе, феврале, и спад в марте, апреле, а, следовательно, вовремя начать работу на соответствующем этапе. Он позволяет оценить эффективность проводимой работы.

В заключении необходимо отметить, что только при условии интеграции всех компонентов большой работы, которую мы стараемся осуществлять в своем учреждении в режиме системы, возможно, прогнозировать устойчивые положительные результаты здорового образа жизни каждого ребенка и его семьи.

 

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz