ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Викторов Д.В., Шкляев В.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

Совершенствование двигательной активности

студенческой молодёжи технического вуза

Д.В. Викторов, В.В. Шкляев

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Современная высшая школа в мировом масштабе переживает в настоящее время острый период коренных структурных инновационных изменений своей образовательной системы. Эти изменения обусловлены бурным техническим прогрессом, интенсивной глобализацией, гуманизацией и информатизацией всех сфер общества.

Более того, образовательные уровни, особенно университеты, ориентируются и на личностные качества студентов, которые с учётом их индивидуальных особенностей и способностей определяют не только успешность обучения, но и профессиональный рост в будущей трудовой деятельности. В сложившихся обстоятельствах крайне важно правильно выбрать стратегию и пути развития физического воспитания студенческой молодежи как одного из основных практико-деятельностных компонентов формирования современного высококвалифицированного специалиста (Л.И. Лубышева, 2009).

Следует определить значение, предпосылки и направления дальнейшего развития физического совершенствования студенческой молодежи нефизкультурного вуза в условиях социальной, экономической, экологической ситуации, а также реформирования образования, в связи с переходом на условия европейского стандарта. Исходя из этого необходимо конкретизировать функцию физического воспитания в системе образования, в том числе получение студентами систематизированных знаний в области основных положений двигательной активности человека, а также восстановления и сохранения физического здоровья, как главного компонента производительности труда и продуктивности жизни (В.К. Бальсевич, 2008).

Физическое воспитание и спорт традиционно и обоснованно признается важнейшим фактором формирования здоровья и подготовки студенческой молодежи к активной жизнедеятельности и высокопроизводительному труду. В современных условиях и в будущем от выпускников любых специальностей требуется отменное динамическое физическое и психологическое здоровье, высокий уровень работоспособности, общей (разносторонней) и специальной профессионально-прикладной физической подготовленности и мотивационной ориентации на саморазвитие и двигательное самосовершенствование.

Для решения поставленных задач на кафедре физического воспитания ЮУрГУ разработана методика по определению наиболее эффективных средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки, способствующих повышению производительности индивидуального и коллективного труда. Это апробированные в многочисленных исследованиях формы анкетирования, интервьюирования, объективные показатели по определению эффективности условий труда, его организации, влияния мотивации на производительность и другие результаты исследований и их обсуждение.

После проведённого исследования на факультете коммерции ЮУрГУ, выяснилось, что профессионально-прикладная физическая подготовка студентов должна учитывать требования трудовой деятельности и включать в учебный процесс как специальный раздел программы по физическому воспитанию – прикладную профессиональную физическую подготовку, содержание которой предусматривает формирование функциональных состояний, способствующих сохранению устойчивости систем организма студентов в различных условиях разнообразной трудовой деятельности.

Проведённый опрос профессорско-преподавателького состава также огласил сведения, о том, что физическое воспитание должно являться составной частью профессионального обучения в вузе. При этом 81% опрошенных уверены, что в настоящее время и ближайшем будущем физическое воспитание профессионала должно осуществляться не только в учебном заведении, но и продолжаться после его окончания в период непосредственной трудовой деятельности в рамках необходимой производственной физической культуры, в виде профессионально-прикладной физической подготовки, предусматривающей и формы активного отдыха.

Однако сложившаяся в нашей стране система физического воспитания не обеспечивает в должной мере физическую готовность студентов к производственной деятельности и нуждается в серьезной модернизации. Это касается, как увеличение учебной нагрузки по физическому воспитанию, так и повышения качества спортивно–массовой работы.

К ее недостаткам относят неудовлетворительную гуманистическую, оздоровительную и прикладную направленность, низкую действенность дидактического наполнения, недостаточное внимание к теоретической и методической подготовке, неадекватность студентов современному менталитету, выбор не всегда эффективных форм организации учебного процесса, низкий уровень профессионализма педагогов, отсутствие надлежащих условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения.

Проведенные нами прогностические исследования, включающие опросы большой группы специалистов и студентов, и обобщение положительного опыта вузовской работы, позволяют наметить основные направления и пути системного решения актуальных проблем физического развития и совершенствования студентов.

К ним относятся:

1. Разработка и действенная реализация концепции и обязательного государственного стандарта постановки физического воспитания и спортивного совершенствования студентов на этапе вузовского образования.

2. Детальное изучение и использование всего комплекса социальных и психологических предпосылок и методов их реализации, детерминирующих мотивацию и диспозицию личности студентов к активным занятиям своим физическим совершенствованием и обуславливающих качественную постановку физического воспитания и развития спорта в вузах.

3. Приоритетная оздоровительная, профессионально-прикладная и экологическая направленность физического воспитания.

4. Дидактическое наполнение, сочетающее теоретическую, методическую и практическую подготовку с набором разделов, одинаково эффективно решающих задачи оздоровительной тренировки и профессионально–прикладной физической подготовки и пользующихся популярностью у студентов.

5. Использование разнообразных форм организации процесса физического совершенствования (обязательных учебных, факультативных и самостоятельных занятий, дистанционного образования и др.) с учетом образовательной зрелости объектов воспитания.

6. Широкое внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию технологий профессионально-прикладной физической подготовки, основы которой заложены в работах целой плеяды ученых, в том числе присутствующих на нашем форуме.

В то же время, такие компоненты образа жизни, как рациональный труд, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, личная гигиена, психогигиена, отказ от вредных привычек по нашим данным не только способствуют успешности занятий физическими упражнениями, но и сами по себе могут способствовать оздоровлению и повышению физической дееспособности студентов.

Исключительно важное принципиальное значение для повышения оздоровительной и прикладной действенности физического развития совершенствования студентов имеет базирование преподавания на принципах педагогики сотрудничества, унификации с европейской системой образования, установление тесных связей взаимодействия вузовского физического образования с программами укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни с профессионально ориентированным обучением, осуществляемым в вузе, включая разделы валеологии, социологии, профилактической и восстановительной медицины, все циклы гуманитарных дисциплин, в том числе, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, а также порождающие связи с производственной физической культурой, повышающей физическую дееспособность работающих специалистов.

Изложенные нами направления, пути и методы далеко не исчерпывают всех необходимых инновационных дополнений в сложившуюся систему физического совершенствования студенческой молодежи для того, чтобы она в полной мере обеспечивала их физическую надежность и готовность к предстоящей жизнедеятельности и высокопроизводительной работе в условиях рыночных отношений.

Таким образом, предложенная в общих чертах идеология развития профессиональных физических и личностных качеств студентов с пролонгированием их в будущую трудовую деятельность, требуют в дальнейшем проведения дополнительных исследований для определения количественных параметров двигательной активности на этапах обучения в вузе и последующего производительного труда. Их разработка позволит детализировать эти процессы и послужит основой для оптимизации практического внедрения в систему физического совершенствования студенческой молодежи в XXI веке.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:23 +0500
Хостинг от uCoz