ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Викторов Д.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

Об основах физического воспитания в процессе интеграции России

в Европейское образовательное пространство

Д.В. Викторов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Стратегия перестройки высшего образования России в связи с процессом ее интеграции в европейское образовательное пространство должна базироваться на усилении образовательного аспекта учебного процесса. В связи с этим целесообразно и практически необходимо преобразование кафедр физического воспитания и спорта в кафедры физкультурного образования. С данных позиций задачи физического воспитания в современном российском вузе видятся значительно шире, чем это представлялось до сих пор. Требования сегодняшнего дня – сделать студента соучастником учебно-воспитательного процесса, подготовить его не столько к сдаче переходных нормативов, сколько к дальнейшему использованию физической культуры в повседневной жизни. Усиление образовательного аспекта позволяет говорить о физкультурном воспитании как процессе целенаправленного приобщения студенческой молодёжи ко всей совокупности общенародной физической культуры. В этой связи правомерно считать нормой жизни российского вуза благоприятный психологический климат относительно данной идеи во всех подразделениях вуза: ректорате, преподавательском коллективе, студенческой среде.

Не следует забывать, что проблемы подготовки молодых специалистов, бакалавров, магистров в соответствии с требованиями квалификационных характеристик избранных профессий разрешимы лишь совместными усилиями кафедр профилирующих дисциплин, физического воспитания и спорта и других подразделений учебного заведения. При таких подходах коллектива к проблеме возможны положительные решения организационных, материально-технических, методических вопросов, кадрового обеспечения кафедр физического воспитания и спорта и т.п.

На наш взгляд, современная концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса в российском вузе, предполагает широкую просветительскую работу среди молодежи как предпосылку к самовоспитанию и обращению студентов к повседневным нормам здорового образа жизни. Реальное воплощение концепции в практику видится нам в коренном изменении программно-нормативного обеспечения физического воспитания в вузах России. В связи с этим предлагается вариант типовой комплексной программы, содержание которой отвечает главной идее концепции – формированию устойчивого интереса к физкультурному воспитанию в целях укрепления здоровья, самосовершенствования физической подготовленности, связанной со здоровым образом жизни и предстоящей профессиональной деятельностью.

Содержание академического учебного материала программы по годам обучения (в сетке часов учебного расписания) составляют ее теоретический и практический разделы. Формы проведения занятий: лекции; практические занятия; учебно-тренировочные занятия; практикумы-консультации; контрольные занятия; соревнования.

Программный материал факультативных форм физического воспитания (занятия в сборных командах вузов по видам спорта; секциях по культивируемым видам спорта; клубах по спортивным интересам и т.п.) разрабатывается на основе типовых проспектов-программ для ДЮСШ, спортивных сций по видам спорта с учетом подготовленности занимающихся. Формы проведения занятий – аналогичные академическим.

Программы для самостоятельных занятий строятся по принципу домашних заданий (тренировочные или оздоровительные индивидуальные программы) и основываются на тематике практикумов-консультаций, проводимых в сетке академических часов учебного расписания.

Практический раздел первых двух форм физкультурной практики (обязательный и факультативный) базируется на материале общеразвивающих физических упражнений, профессионально-прикладной физической подготовки, избранного вида спорта. Отличительная черта данного раздела программы – его преимущественная методическая направленность (с целью освоения программ самостоятельных занятий). Демократизация выбора средств физического воспитания не должна снижать требований к формированию основ физкультурного самообразования у каждого студента. При решении этих задач наиболее оправданная форма обучения – это практикумы-консультации. Они позволяют достигать определенного тренирующего и обучающего эффекта (аналогично типовым практическим занятиям), осваивать базовые варианты оздоровительных или тренировочных программ для самостоятельных занятий (типа домашних заданий), получать информацию по основам физической культуры и консультацию по конкретным вопросам тренировки и т.п.

Тематика практикумов-консультаций охватывает вопросы, интересующие молодых людей. Так, например, формирование знаний и навыков самоконтроля проходит через цикл занятий с различными средствами (беговые программы, атлетическая гимнастика, аэробика, плавание и т.д.).

В число тем включены методика подбора упражнений утренней гимнастики: комплексы упражнений, направленных на коррекцию отдельных особенностей телосложения (веса тела, мышечного объема, осанки и т.п.), использование отечественных тренажерных устройств и приспособлений в домашних условиях (комплексы упражнений, комбинации с другими программами и т.п.). Такой подход не исключает использования традиционного программного материала (лёгкой атлетики, лыжного спорта и т.д.), которые наиболее приемлемы для конкретных условий вуза. Во всех случаях преподаватель берет на себя роль методиста, консультанта и организатора самостоятельных форм занятий физической культурой студентами всех курсов.

В теоретический раздел программы входит материал, позволяющий дать целевые установки на совершенствование физической подготовленности, укрепление здоровья. В тематике лекционного курса – вопросы организации двигательного режима студента в период учебы и экзаменационных сессий: построение самостоятельных занятий и самоконтроль; основы семейного воспитания; использование бытовых тренажерных устройств, приспособлений и нетрадиционных средств физической культуры и т.д.

Предусмотрено закрепление материала тем лекций в условиях практикумов–консультаций для самостоятельного использования в повседневной жизни.

Следует подчеркнуть, что содержание типовой программы физкультурного образования студентов предусматривает преемственность задач и подходов к их решению с аналогичными программами для учащихся школ и средних учебных заведений (техникумов, ПТУ, колледжей). Однако наиболее существенная сторона программы для студенческой молодежи – передача физкультурных знаний и навыков, которыми они смогут воспользоваться в жизни после окончания учебных заведений. Одна из задач – помочь овладеть основами методики самостоятельных занятий по физической культуре, быть проводниками здорового образа жизни. В этой связи нами выдвигается ряд положений, которые необходимо учесть в дальнейшей работе над типовой программой:

1. В связи со спецификой подготовки специалистов, бакалавров и магистров для вузов однотипного профиля рекомендовать разработку ведомственных и региональных комплексных программ, последних – на конкурсной основе. Лучшие из них рекомендуются методическим советом (объединением) данных вузов для ведомственного (регионального) использования.

2. При академических и факультативных формах занятий приоритетной должна считаться образовательная направленность учебно-тренировочного процесса. Основными задачами занятий студентов будут формирование интереса к физической культуре и состоянию своего здоровья; овладение знаниями, навыками составления тренировочных и оздоровительных программ для самостоятельных занятий; изучение основ гигиены, самоконтроля и т.п. Для их решения наиболее предпочтительны практикумы-консультации.

3. Зачетные нормативы и требования по годам обучения следует предложить разработать объединенным методическим советам вузов, готовящих специалистов, бакалавров, магистров родственного профиля, с учетом традиций и условий, специфики профессии и т.п.

     Дифференцированный зачет (кредитно-модульная система аттестации студентов по дисциплине «Физическое воспитание») может включать часть общероссийских нормативов физической подготовленности населения, другую их часть выбирает вуз, например:

·   выполнение минимума нормативов и требований по годам обучения (для мужчин – программа допризывной молодежи);

·   знание теоретических основ физической культуры в пределах программы;

·   умение составлять индивидуальные программы (оздоровительные, тренировочные) для самостоятельных занятий;

·   динамика показателей состояния здоровья студентов (дискета здоровья и т.п.), показателей физической подготовленности и т.д.

Изменение некоторых организационных схем проведения учебного процесса и его содержания повлечет за собой необходимость более основательной подготовки преподавателей к занятиям, как в теоретическом, так и в методическом аспектах.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:23 +0500
Хостинг от uCoz