ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Шондина И.А., Кулешова О.В., Пахотина М.Ю.

 

 Домашняя
Вверх

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.А. Шондина, О.В. Кулешова, М.Ю. Пахотина

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Проблемы современного общества (сокращение ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения человека, интолерантность, экстремизм и др.), которые ставят под угрозу выживание человечества, требуют воспитания в системе университетского образования специалиста качественно нового уровня. Выпускник университета должен быть личностью, способной самостоятельно осмысливать происходящие процессы и находить нравственные пути решения насущных вопросов.

Существенно возрастает роль классического университета в условиях развития тенденций глобализации, которые распространяются на все сферы социально-экономической жизни, в том числе и на образование как составную часть культуры. Классический университет должен формировать новую культурологическую парадигму, ориентированную на сохранение жизнеутверждающих ценностей.

Воспитательная функция университета имеет свои особенности: она не исчерпывается какой-либо одной специфической (воспитательной) деятельностью, а пронизывает все виды деятельности, в которые включается личность в период обучения в университете; качество ее реализации зависит от приоритетности и качества реализации других основных функций университета; субъекты воспитательного процесса имманентно активны и способны как обогащаться, так и обогащать среду, что доказывает необходимость рассматривать воспитательную функцию в контексте всей университетской среды.

Следует отметить ключевую идею И.Н. Имельяновой, которая констатирует, что реализация воспитательной функции осуществляется в воспитательно-развивающей среде, где среда выступает не только условием, но и средством воспитания.

Воспитательная функция университета – это социальное назначение университета, в соответствии с которым цели и содержание воспитания находятся в сложной зависимости от социальных потребностей, государственного заказа, самостоятельного поиска университетом своей миссии и проявляются в воспитательно-формирующем влиянии на личность студента педагогически организованной среды.

Воспитательно-развивающая среда университета – это совокупность условий, обеспечивающих возможность продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного процесса, которые становятся средством воспитания в процессе освоения студентами смыслов, содержания университетского образования, включения в деятельность, соответствующую основным функциям университета.

Учитывая уникальность университета как социального института, выделяются следующие компоненты воспитательно-развивающей среды университета.

Смысловой компонент. На каждом отрезке исторического развития университет выполняет специфическую миссию, которая связана с той частью ответственности, которую берет на себя университет за развитие общества. Высокий социальный смысл существования университета можно определить как поиск истины, которая показывает путь развития человека и общества. Именно в этом заключается уникальность университета как социального института. Смысловой компонент находит свое выражение в документах стратегического назначения: миссиях, стратегиях, уставах, программах развития.

Информационно-содержательный  компонент. Содержание университетского образования, как фундаментальное, так и прикладное знание, обладает определенным воспитательным потенциалом. Погружение личности в информационное поле имеет важное значение для формирования мировоззрения, для понимания сущности явлений и процессов реального мира.

Деятельностный компонент. В социальном плане университет берет на себя ряд функций: обучающую, исследовательскую, воспитательную, культурологическую, профессиональную, инновационную. Уникальность университета заключается в сочетании данных функций. Каждая из обозначенных функций находит отражение в конкретных видах деятельности, в которую включаются субъекты воспитательного процесса: учебной, исследовательской, внеучебной, социально-культурной, профессиональной, инновационной, что оказывает воспитательно-формирующее влияние на способности, направленность развития личности, ее отношения к людям, миру, самому себе.

Субъектно-личностный компонент. Классики «идеи университета» рассматривают преподавателя университета прежде всего как ученого-исследователя. В представлении передовых ученых России университетский преподаватель – это не только исследователь, но и воспитатель. Так, Н. И. Лобачевский считал, что университет не должен ограничиваться одним умственным образованием, смысл воспитания великий ученый видел в том, чтобы дать благородное направление страстям. Взаимодействие студентов с профессорами университета содержит в себе богатые воспитательные возможности, речь идет о миропонимании, культурных эталонах, образе мышления. Высокий интеллектуально-личностный потенциал ученого проявляется в создании своей научной школы, что оказывает развивающее влияние как на личность в отдельности, так и на среду в целом.

Следует выделять в воспитательно-развивающей среде компоненты, которые поддаются определенной формализации, но наряду с этим значительное воспитательно-развивающее влияние на личность оказывают интеллектуально-творческая атмосфера, корпоративный дух, приверженность традициям и др., что в принципе не поддается формализации. Как формализованные, так и неформализованные компоненты среды создают общее поле воспитательного влияния на студентов.

Педагогическое освоение компонентов воспитательно-развивающей среды требует: выделения воспитательных приоритетов в системе университетского образования, соответствующих высокой социальной миссии университета; выявления в содержании университетского образования воспитательного потенциала, что образует основу для формирования ценностного отношения личности к окружающему миру; определения приоритетных видов деятельности, соответствующих основным функциям университетского образования и создания условий для включения в них студентов; формирования продуктивных связей личности со средой, которые будут способствовать обогащению, как личности, так и среды.

Студент как субъект среды активно осваивает ее компоненты, устанавливая определенный тип связи с ней. Становясь субъектом воспитательно-развивающей среды университета, личность может занять различную позицию: адаптироваться – не адаптироваться в среде; сохранять себя как часть среды; обогащаться, используя разнообразные возможности среды; обогащать среду.

Достижение всеобъемлющей эффективности воспитательной функции возможно при условии, если процесс ее реализации сопровождается формированием, освоением и обогащением воспитательно-развивающей среды университета. Исходя из этого необходимо:

Ø     целенаправленно формировать воспитательно-развивающую среду в совокупности и взаимозависимости следующих компонентов: смысловой, содержательный, деятельностный, субъектно-личностный;

Ø     смыслы университетского образования связывать с воспитанием интеллектуальной и культурной элиты, обладающей выраженной нравственной доминантой, что должно найти отражение в стратегических документах (миссия, стратегия, целевые программы) и активно осваиваться субъектами среды;

Ø     содержание университетского образования ориентировать на формирование готовности выпускников университета к решению реальных проблем современного мира (глобальных, государственно-региональных, профессиональных);

Ø     деятельность, в которую включаются студенты университета, связывать с основными функциями университетского образования (обучающей, исследовательской, воспитательной, профессиональной, культурологической, инновационной);

Ø     взаимодействие студентов со средой строить на основе формирования продуктивной связи личности со средой, оказывая необходимую педагогическую поддержку любому типу связи (прагматическому, созерцательному, имитационному и др.), стимулируя интеллектуально-творческий тип связи как наиболее отвечающий университетскому образованию;

Ø     показателем успешной реализации воспитательной функции считать уровень педагогического освоения смыслового, содержательного, деятельностного и субъектно-личностного потенциала воспитательно-развивающей среды, что находит свое проявление в обогащении личности, среды университета и внешней среды.

Главная линия субъектной связи личности со средой проходит через взаимоотношения основных субъектов воспитательного процесса преподавателей и студентов и проявляется в качестве освоения потенциала воспитательно-развивающей среды. Воспитательно-развивающая среда университета должна насыщаться новыми видами деятельности, соответствующими основным функциям университетского образования, и содержать достаточное количество стимулов, побуждающих студентов включаться в эти виды деятельности.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz