ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Шарифуллин Э.Р., Брызгалов И.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Э.Р. Шарифуллин, И.В. Брызгалов

Уральский государственный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

 

В современных социально-экономических условиях остро становится вопрос подготовки квалифицированных кадров. Современные инновации, основанные на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требуют специалистов с различным уровнем компетентностей. Существующая на сегодняшний день подготовка не приводит к нужному результату. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач тренер-преподаватель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Становится очевидным, что одним из важнейших направлений в деятельности вузов должно стать создание условий для профессионально-личностного развития личности будущих тренеров-преподавателей, формирования их творческой индивидуальности и профессиональной компетентности. В связи с этим необходимо обеспечить подготовку тренеров-преподавателей в отрасли физической культуры и спорта с учетом образовательных учреждений.

Основополагающим в подготовке специалиста является «профессионализм» и «компетентность».

Профессионализм – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. Профессионализм отражает высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.

Одна из сторон формирования профессионализма – это компетентность. Слово «компетентность» используется во многих контекстах и с различными значениями. Анализ трудов ученых (Симоненко В.Д., Хуторской А.В., Маркова А.К.) показал, что компетентность – способность осуществлять (профессиональную) деятельность в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Характеризует меру соответствия имеющимся знаниям и умениям реальному уровню сложности выполняемых задач.

 Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность.

Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения определенной деятельности, определяется понятием «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности специалиста, владение необходимой суммой знаний, умениями и навыками, позволяющими судить о чем-либо.

А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в подготовке к профессиональной деятельности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная. Подготовка – это запас знаний и навыков, способность выполнять определённую работу.

Профессиональная подготовка, как отмечают Н.В. Кузьмина (1990), А.А. Реан (1994), М.Т. Громкова (1999) и др., – процесс сложный и многогранный, основу которого составляет педагогическая направленность. Педагогическая направленность является одной из интегральных характеристик личности и объектом профессионального развития (саморазвития) специалиста.

Таким образом, профессиональную подготовку тренера-преподавателя следует организовывать на основе профессиональных компетентностей. Структура профессиональной компетентности будущего тренера может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Профессиональная компетентность тренера-преподавателя – владение необходимой суммой знаний, спортивными умениями и навыками, определяющими сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности тренера как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Следует отметить, что термин «тренер» – это обобщенный вид деятельности и применим ко всем спортивным специализациям. При этом профессиональная деятельность тренера-преподавателя направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей учеников, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности.

Профессиональная компетентность, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.

Однако для того, чтобы из стен вуза вышел специалист с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности, следует строить подготовку тренера-преподавателя в соответствии со структурой личности. А для этого в учебных планах, рабочих учебных программах и непосредственно в процессе обучения следует отражать основные жизненные и профессиональные ситуации, ценности общества, результаты, способствующие формированию компетентности, основой которой является личный опыт, профессионально важные качества и другие показатели образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений.

Основными условиями профессиональной подготовки специалиста являются показатели вида деятельности: (педагогический, социальный, психологический, медико-биологический и экономический). Рассматривая и оценивая профессионализм тренера, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.

При определении показателей следует выделить критерии оценки:

– Действенность – это степень достижения поставленных целей. Чтобы ее измерить сравнивают намеченные результаты с фактическими;

– Экономичность – степень эффективного использования средств. Определяется путем сопоставление средств, которое предлагалось использовать для достижения определенных целей, со средствами, которые были фактически потрачены;

– Качество – система требований и своевременное их выполнение;

– Производительность – нагрузка, количество занятий и часов в неделю;

– Условия труда – обеспеченность, безопасность на занятиях и удовлетворенность воспитанников;

– Использование инновационных технологий.

Каждый из критериев определяется уровнем эффективности: (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий)

Высокий уровень развития профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта позволяет говорить о качественной характеристике, отражающую высокую профессиональную квалификацию, разнообразие и эффективность творческих, профессиональных навыков и умений, владение современными методами решения профессиональных задач, что обусловливает высокую стабильную продуктивность деятельности. Это позволит сформировать ценностное отношение к педагогической профессии и осознать свою субъектную позицию.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz