ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Чубанов В.В., Суравцов В.С.

 

 Домашняя
Вверх

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В.В. Чубанов, В.С. Суравцов

Челябинский Государственный Университет, г. Челябинск

 

Одной из задач государственной политики согласно Закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007), является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения путем вовлечения детей и подростков в систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Но, несмотря на усилия, предпринимаемые государством, тенденция к дальнейшему снижению уровня здоровья детей школьного возраста сохраняется. Как свидетельствует статистика, уровень здоровья российских школьников  постоянно снижается: только 10–12% детей 7–10 лет относятся к первой группе здоровья, 50–70% – ко второй. Современный процесс обучения в школе характеризуется высокой напряженностью учебной деятельности. Следствием этого является переутомление и связанный с ним рост заболеваемости (Л.И. Лубышева, 1996; В.А. Баландин,2001; В.А. Бальсевич, 2006).

Высокая учебная нагрузка в школе и недостаток двигательной активности создают психологическую напряженность и способствуют умственному переутомлению детей, росту заболеваемости и снижению успеваемости по школьной программе. Возникает необходимость поиска и обоснования инновационных форм, технологий и методик способных решить проблему. Одной из наиболее эффективных форм, оказывающих комплексное психофизическое воздействие, является организация кадетских классов.

Кадетское образование нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе. Кадетское образование призвано обеспечить комплексное развитие личности, и не случайно в его основе лежит общеобразовательная программа, а военная подготовка дается в рамках дополнительной образовательной программы.

Одна из главных задач кадетских классов – создание адекватных условий для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, раскрытия на ранних этапах онтогенеза потенциальных умственных и двигательных возможностей, стимулирование познавательной и творческой активности.

Согласно заключению специалистов объем физкультурно-оздоровительной двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений должен составлять не менее 6 часов в неделю. При таком объеме двигательной активности у обучающихся наблюдаются оптимальные показатели умственной работоспособности, более высокая ее устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам, сопротивляемости простудным заболеваниям.

Существующая на данный момент программа по физическому воспитанию  предлагает лишь два часа  физической культуры в неделю и несколько физкультминуток общим временем около одного часа в неделю. Таким образом, возникает диффецит в движении, который ребенок должен восполнять дома. Но и семейное воспитание в большинстве случаев не способствует этому.

Система кадетских классов предполагает увеличение до 6 раз в неделю количества занятий с двигательной активностью и их рациональное комплексирование с другими учебными предметами (табл. 1):

– в программу физического воспитания (2 занятия в неделю) включены упражнения повышенной координационной сложности (парные упражнения, элементы акробатики, художественной гимнастики и др.);

– введены дополнительные формы (кадетский компонент) – уроки хореографии; строевая подготовка; единоборства.

Таблица 1.

Программа двигательной активности учащихся начальных кадетских классов

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

9.00–9.45 физкультура

9.00–14.00 уроки

9.00–14.00 уроки

9.00–9.45 физкультура

9.00–14.00 уроки

10.00–12.00 уроки

10.00–14.00 уроки

14.15–16.45 свободное время (прогулка, подготовка к урокам)

15.00–16.00 хореогра-фия

10.00–14.00 уроки

14.15–16.45 свободное время (прогулка, подготов-ка к урокам)

13.00–14.00 строевая

подготов-ка

14.15–17.00 продленка

17.00–18.00 дзюдо

16.15–18.00 свободное время (подготов-ка к урокам)

14.15–17.00 продленка

17.00–18.00 дзюдо

 

 

Именно поэтому в современных условиях резко возрастает значение кадетского образования, особенно ценного тем, что оно ставит своей главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, а также обеспечивает повышение эффективности обучения и воспитания. От этих параметров во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит будущее России.

В течение 2008–2009 учебного года осуществлялся мониторинг успеваемости и заболеваемости учащихся начального звена кадетских классов и общеобразовательной школы.

Сравнительный анализ результатов средних годовых оценок кадетских начальных классов и обычных начальных классов показал, что средний бал успеваемости за первый класс у кадетов выше (4,67±0,08), чем у обычных школьников (соответственно 4,67±0,08 и 4,12±0,08 при р<0,01). Кроме того, в течение года кадеты в два раза реже болели.

Полученный результат объясняется положительным влиянием  программы  двигательной активности учащихся начальных кадетских классов, которая заключается в повышении до оптимальной величины основных видов двигательной активности (уроки физической культуры, строевая подготовка, хореография и сционные занятия по виду спорта – всего 6 часов в неделю), и их рациональное комплексирование как между собой и общеобразовательными предметами.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz