ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Целищева Е.И.

 

 Домашняя
Вверх

 

Саморазвивающаяся активность личности студента

на занятиях физической культурой

Е.И. Целищева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Одна из центральных проблем современной системы образования – формирование и развитие активности, в том числе и двигательной. Согласно новейшим исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева и др.) возрастание интереса к социальным аспектам здоровья и здорового образа жизни, двигательной активности напрямую связано с развитием физической культуры личности. Личность студента, субъективно интерпретируя реальность, активно выстраивает отношения с миром, а не пассивно реагирует на него. Поэтому данный подход позволяет проследить активное культурное самостроение личности в области физической культуры в процессе неспециального физкультурного образования.

В нашем исследовании за основу мы взяли саморазвивающую активность как важный фактор, определяющий направленность личности на саморазвитие. В нашем понимании саморазвивающая активность – это системное образование, интегрирующее в себе познавательную, волевую, интеллектуальную, творческую и социальную активность. Такое системное образование способно не только обеспечить определенный уровень включенности субъекта в процесс целенаправленного самостроения личности, но и представить характер его взаимодействия с окружающей средой, проявляющийся в самопознании, самоопределении, самоактуализации в целях самореализации и самоутверждения.

Стоит сказать, что представление саморазвивающей активности позволяет переводить ее из теоретического плана в практический, что особенно важно для педагогических исследований, где активность выступает как комплекс ее отдельных видов, реализуемых в образовательной деятельности, интегрируя психическую реальность с социально-нравственной направленностью в решении педагогических задач по развитию, саморазвитию и формированию личности на занятиях физической культуры.

Цель работы: приобщение студентов к регулярным занятиям физической культурой, спортом, двигательной активности, повышение функциональных возможностей организма через введение в учебный процесс технологии, направленной на саморазвитие личности занимающихся. В ходе эксперимента решались следующие задачи: расширение области физического развития студентов, усиление функции воспитывающего обучения и социально-нравственного саморазвития личности студентов в процессе освоения средств физической культуры на основе саморазвивающей активности использования традиционных и нетрадиционных методов физической культуры.

Для решения задач была проведена экспериментальная работа. В исследовании приняли участие студенты факультета экономики и управления ЮУрГУ в количестве 270 человек. Из них 130 человек контрольной группы (КГ) занимались по традиционной программе, а со 140 студентами экспериментальной группы (ЭГ) обучение шло по разработанной модернизированной программе в соответствии с задачами исследования.

Следует отметить, что в основу модернизации учебной программы положены и, раскрыты возможности, как в содержательной, так и методической части стандартной программы. Содержательная часть усиливалась за счет более глубокой реализации принципов гуманности, интегративности, индивидуализации и социально-нравственной направленности. При решении вопросов социально-нравственной направленности программы акцент сделан на развитие «самости» в овладении всеми аспектами методов физической культуры, а также на стимулирование саморазвивающей активности, способности к саморазвитию и самоуправлению своей личностью как в области физического, так и личностного развития.

На основании полученных показателей всех компонентов структуры в уровневом измерении определяется в целом уровень саморазвивающей активности личности (низкий, средний, достаточно высокий, высший). Уровень сформированности саморазвивающей активности при изучении проблемы саморазвития личности является ведущим показателем уровня саморазвития личности, но не единственным, несмотря на его комплексность. Он требует уточнения в зависимости от цели и задач исследования и характера системообразующего вида деятельности.

Рассматривая активность применительно к возрасту студенческой молодёжи, можно говорить о наличии двигательной активности как способе самосовершенствования и самовыражения в процессе учебной деятельности. Исходный срез контрольной и экспериментальной группы показал: ЭГ: низкая активность – 54%; средняя – 37%; высокая – 9%; высшая превосходная – 0%. КГ: низкая активность – 49%; средняя – 40%; высокая – 11%; высшая превосходная – 0%.

Во многом такие показатели обусловлены стереотипами студентов, которые они перенесли в вуз из школьной среды: быть ведомыми и контролируемыми; отсутствием должной мотивации, необходимых знаний, умений и навыков самостоятельной организации двигательной активности; нет знаний в построении системы и технологии личностного саморазвития средствами физической культуры. В данном случае диагностика проводится и изучается на материале, отражающем саморазвитие личности в образовательном процессе в области физической культуры и спорта в условиях ЮУрГУ.

В процессе модернизации программы по обучению студентов физической культуре в систему был внесён модуль нетрадиционных методов физической культуры: исцеляющие звуки, элементы массажа и Йоги, медитация, растяжки, усиливающих меру включённости в процесс саморазвития самих студентов и активирующих их психическую деятельность в процессе самостроения своей личности. После чего был сделан промежуточный срез проявления саморазвивающей активности, что даёт основание считать, что нетрадиционные методы физической культуры не просто привлекли внимание студентов, но в определенной мере стимулировали их психическую активность в работе над собой, способствуя саморазвивающей активности.

Модернизация программы физической культуры в условиях вузовского образования путём введения новой педагогической категории – саморазвивающая активность – оптимизирует в целом учебный педагогический процесс и в частности систему саморазвития и самосовершенствования личности не только в двигательной области, но и в волевой, интеллектуальной, творческой и т.д.

Саморазвивающая активность обеспечивает высокий уровень включённости субъекта в процесс целенаправленного самостроения личности. Подключение нетрадиционных методов физической культуры усиливает социально-нравственный, воспитывающий эффект за счёт активного взаимодействия с саморазвивающей активностью.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz