ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Хоменко Р.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

Модель индивидуализации предсоревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов

Р.В. Хоменко

Южно - Уральский государственный университет, Г. Челябинск

 

Одним из важнейших направлений совершенствования системы спортивной подготовки является максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого спортсмена при выборе специализации, разработке всей системы многолетней подготовки.

Индивидуализация является важнейшей проблемой спорта высших достижений, ведущим принципом и основным способом управления, а также ключевым фактором самореализации личности в спортивной деятельности. Так тенденция к определению перспективных путей развития спорта проявляется как в научных исследованиях, так и в практике – посредством антропологического насыщения подходов к организации процесса спортивной подготовки, поиска природосообразных средств, методов, форм тренировки и соревновательной деятельности (Л.П. Матвеев, 1977, 1999; В.Н. Платонов, 1987, 1997, 2004; О.А. Сиротин, 1996; В.А. Запорожанов, 2007; В.В. Рыбаков, 2003 и др.) Это детерминирует существенную перестройку процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов, которая предполагает: а) дополнение теоретико-методологической базы индивидуализации спортивной подготовки; б) разработку индивидуальных моделей подготовки и технологий их реализации в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время общая схема спортивной подготовки редко отвечает индивидуальным особенностям тяжелоатлетов. Наследственно обусловленная одаренность талантливых спортсменов часто носит ярко выраженное индивидуальное проявление. Последнее определяет необходимость проявления предрасположенности и перспективности занятий тяжелой атлетикой, разработку и реализацию соответствующей программы и методики подготовки. При этом достижение высокого спортивного мастерства осуществляется различными путями с использованием оригинальных технологических решений (А.Н. Воробьев, 1989; Л.М. Куликов, 1995; О.А. Сиротин, 1995; В.Н. Платонов, 1997, 2004; В.А. Запорожанов, 2001). Любая программа подготовки должна быть составлена для каждого тяжелоатлета индивидуально с учетом возраста, пола, стажа занятий, весовой категории, природной предрасположенности, способности восстанавливаться и ряда других факторов. Положительного результата можно добиться, прежде всего, устранив выраженные недостатки в подготовленности спортсменов, а затем сделав акцент на сильных, «врожденных» качествах и способностей атлетов.

С целью достижения наибольших спортивных результатов в основных соревнованиях года в структуре годичной подготовки выделяют относительно самостоятельное структурное образование – этап непосредственной подготовки к соревнованиям. Подготовка на данном этапе строится сугубо индивидуально и не вписывается в стандартные схемы. На ее организацию влияют следующие факторы:

·        функциональное состояние спортсмена и уровень его подготовленности;

·        степень устойчивости соревновательной техники;

·        психическое состояние;

·        индивидуальная реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т.д.

Предсоревновательная подготовка имеет ввиду устранение мелких недостатков в ходе предыдущей подготовки, совершенствование технических возможностей, целенаправленную психическую и тактическую подготовку. В зависимости от состояния, в котором спортсмены подошли к началу предсоревновательного этапа, тренировка может быть построена преимущественно на основе нагрузочных микроциклов, обеспечивающих дальнейшее повышение специальной подготовленности, или разгрузочных, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению утомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.

С учетом сказанного, этап предсоревновательной подготовки строится в виде специфического 3–5 недельного мезоцикла, а в других – приобретает черты отдельного непродолжительного (5–8 недель) макроцикла.

Требуется поиск действенных средств, методов и форм индивидуализации предсоревновательной подготовки, рациональных подходов к дозированию нагрузок, обеспечивающих повышение и полноценную реализацию двигательного потенциала тяжелоатлетов в основных соревнованиях сезона.

Имеющийся теоретико-методический материал, проведенные предварительные исследования и практический опыт подготовки квалифицированных тяжелоатлетов позволили предложить следующую модель индивидуализации предсоревновательной подготовки в тяжелой атлетике (табл. 1)

Таблица 1.

Модель индивидуализации предсоревновательной подготовки в тяжелой атлетике

Оценка

предсоревновательного состояния

Возможные уровни предсоревновательного состояния

Формирование высокой подготовленности

(3–4 недели)

Оценка предсоревновательного состояния

Формирование готовности к высшим достижениям

(1 – 2 недели)

Основные соревнования

Определение специальной физической, технической, функциональной, психологической подготовленности

Оптимальный

МЦ (ударные, восстанови-тельные)

Определение специальной физической, технической, функциональной, психологической подготовленности в интегральном проявлении, разработка тактических вариантов соревновательной деятельности

МЦ

(восстанови-тельные,

подводящие)

Сниженный (утомление)

МЦ (восстанови-тельные, поддержи-вающие)

Низкий (недоста-точная подготов-ленность)

(ударные, восстановительные)

 

Сущность индивидуализации предсоревновательной подготовки в тяжелой атлетике – формирование высокой специальной подготовленности и ее трансформация в готовность к высшим достижениям к моменту участия в основных соревнованиях. Это требует определения оптимальной продолжительности, направленности (структуры и содержания) и организация задаваемых нагрузок в зависимости от индивидуального предсоревновательного состояния.

Предложенная модель индивидуализации предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации:

a) включает диагностический (мониторинг предсоревновательного состояния), программно-методический (направленность, структура, содержание и коррекция задаваемых нагрузок) и результативный (достигнутый уровень специальной подготовленности и его реализации в соревновательной деятельности) блоки;

b) определяет индивидуальную траекторию достижения максимальных спортивных результатов на основе закономерностей и индивидуальных особенностей взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций, обеспечивающих получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz