ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Сынкова Н.А., Блинова Н.Г.

 

 Домашняя
Вверх

 

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Н.А. Сынкова, Н.Г. Блинова

Киселёвский педагогический колледж, г. Кисилевск

dima121032@ksl.kuzbass.net

 

Сохранение и укрепление здоровья – задача не только каждого человека, но и всего общества. Особое значение здоровый образ жизни приобретает в подростковом возрасте, т.к. согласно данным, полученным институтом социологии РАН, только 11 % российских подростков считают здоровье самым ценным в жизни, 30 % – согласны «расплатиться» здоровьем ради хорошего заработка, даже во вред собственному здоровью.

Образ жизни студентов характеризуется возросшей учебной нагрузкой, вынужденной гиподинамией, часто отдельным от родителей проживанием, большей возможностью распоряжаться бюджетом личного времени. При таком рассмотрении формирования образа жизни на первое место выходит изучение потребностно-мотивационной сферы студента и связанных с ней особенностей образа жизни и вредных привычек.

С помощью анкетирования и хронометража изучались: образ жизни студентов (режим дня, двигательная активность, особенности питания), распространенность вредных привычек (курение, потребление алкоголя и наркотиков) и мотивации.

В исследовании приняли участие 282 студента специальности «Физическая культура» Киселёвского педагогического колледжа (150 девушек и 132 юношей) в возрасте 15–17 лет.

Получены следующие результаты: в педагогический колледж на данную специальность поступает половина студентов от общего числа с уже сформированными мотивациями на учебную и спортивную деятельность, причем спортивная мотивация преобладает у юношей, а учебная у девушек. Мотивация на профессиональную деятельность встречается только у трети опрошенных студентов, и треть первокурсников поступили в колледж с несформированными мотивациями.

Изучение режима дня студентов показало, что рациональный режим дня является необходимой частью образа жизни 12% девушек и 9,8% юношей. Основными причиной нарушения режима дня половина студентов называют: режим обучения, собственную неорганизованность и бытовые условия. Нормальная продолжительность сна установлена только у 47,2% студентов.

Следует отметить что, специфика обучения на специальности «Физическая культура» выражается в сочетании учебного процесса с тренировочными занятиями. Изучение уровня индивидуальной двигательной активности студентов по результатам проведения анкетирования и суточного хронометража позволило выделить группы студентов с высокой, средней и низкой двигательной активностью, причем с высокой двигательной активностью треть девушек и более половины юношей, с низкой – 3 % девушек и 26 % юношей.

Изучение особенностей питания показало что, только четверть девушек и половина юношей соблюдают режим питания. Причем, принимают пищу «наспех» 19% девушек и 29,2% юношей со сформированными мотивациями на спортивную и учебную деятельность; 32% девушек и 78,8% юношей со сформированной мотивацией на профессиональную деятельность. В тоже время 81% девушек и 68% юношей с несформированными мотивациями отличаются нерациональным питанием.

Одним из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных привычек (курение, потребление алкоголя и наркотиков). Исследование показало, что студентов, употребляющих наркотики в учебном заведении нет, но процент студентов курящих и потребляющих слабоалкогольные напитки достаточно высокий.

Распространенность табакокурения среди обследуемых юношей и девушек составила 46,2 % и 24 % соответственно. Среди юношей и девушек со сформированными мотивациями на спортивную и учебную деятельность количество курящих значительно ниже (23,3 % и 15,4 % соответственно). Независимо от мотиваций юноши чаще курят, чем девушки: юноши от 7–12 сигарет в сутки, а девушки от 1–6 сигарет в сутки.

Половина обследуемых студентов данной специальности, к сожалению, употребляет алкогольные напитки, но студенты со сформированной спортивной и учебной мотивацией употребляют алкоголь почти в 2 раза реже чем лица с несформированными мотивациями.

Таким образом, установлена зависимость особенностей образа жизни и распространенности вредных привычек среди студентов колледжа от уровня сформированности мотиваций на учебную, спортивную и профессиональную деятельность.

Данный подход с использованием результатов изучения мотивационной сферы студентов может быть использован в качестве индикатора при формировании здорового образа жизни и выделения группы риска для целенаправленной работы с первых дней обучения в колледже и разработке алгоритмов массовых профилактических технологий.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz